36077

Нотариалити-шоу, или В чьих интересах тайное стало явным?

В Казахстане больше не существует так называемой нотариальной тайны: всю информацию о заключенных сделках, написанных завещаниях, выданных доверенностях и оформленных договорах суррогатного материнства нотариусы обязаны передавать… частной компании! Да-да, не удивляйтесь - таковы требования Министерства юстиции. Тех же, кто отказывается раскрывать секреты совершенных операций, ждут сложные времена. Шестеро алматинских нотариусов уже испытали на себе все прелести борьбы с системой: у каждого из них на полгода и более были приостановлены лицензии. “Мы просто стали пушечным мясом”, - заявила одна из пострадавших.

О том, что электронное правительство когда-нибудь станет важнее настоящего, говорят уже давно. Но мало кому известно, кто же на самом деле управляет всеми процессами в e-gov. Акционерное общество “Национальные информационные технологии” (НИТ) стало главным действующим лицом в работе отечественной нотариальной системы. По непонятным причинам именно эта частная компания является оператором по сбору всей информации, поступающей от нотариусов. Точнее, нотариусов обязали передавать все данные АО “НИТ”. У тех, кто посмел ослушаться, по странному стечению обстоятельств тут же находили нарушения в работе.
- Впервые нас заставили установить на своих компьютерах электронный реестр еще в 2011 году, - рассказывает нотариус Серик ИСЛЯМИЕВ. - Поскольку появилась соответствующая статья в Законе “О нотариате”, мы были обязаны подключиться к единой системе и всю информацию пересылать в АО “НИТ”. Уже тогда мы впервые подняли вопрос о том, насколько это законно. Ведь, передавая данные о совершенных операциях, мы нарушаем требования ряда законов, в том числе Конституции Республики Казахстан, Гражданского и даже Уголовного кодекса. То есть любой мой клиент может подать в суд за разглашение тайны и даже посадить меня в тюрьму! Нас успокаивали: дескать, проект пилотный, законы будут дополнены, нас защитят. Однако вышло наоборот - система стала бороться с нами.
“Исторический момент” в работе нотариусов наступил после того, как изменился их профильный закон - и именно статья 49, по которой всех нотариусов обязали заключить договоры с АО “НИТ”. Правда, разработчики не учли, что передача данных напрямую нарушала 3-ю и 18-ю статьи того же закона, которые обязывают хранить профессиональную тайну обо всех совершенных операциях. Вполне логично, что часть нотариусов категорически отказались заключать соглашения с АО “НИТ”. В сентябре 2011 года “несогласных” было более 300 человек.

- У всех, кто отказался подписывать договор, программа отключилась в один день, - вспоминает Карагоз КАЛАБАЕВА, глава Алматинской нотариальной палаты. - И практически сразу начались внеплановые проверки. У шестерых наших коллег были обнаружены какие-то нарушения. Причем совершенно формальные. Их лицензии тут же были приостановлены. Люди в одночасье потеряли возможность работать. Мы собрались и написали коллективное заявление от нашей палаты, но суды отказались его рассматривать, поэтому каждому нотариусу пришлось подавать жалобу отдельно. А ведь даже сам факт внеплановой проверки - это уже нарушение закона!
Стоит ли говорить, что по всем искам и жалобам было отказано в удовлетворении. Нотариусы приносили на заседания кипы документов, указывали, что одна статья в законе противоречит другой, что теперь их может засудить любой клиент. Увы - эти аргументы никто не услышал. Или не захотел слушать.
- Мы написали за эти два года огромное количество писем, обращений в разные инстанции, собрали десятки томов информации, - рассказывает Карагоз Калабаева. - Дело ведь очевидное. По одному закону нас обязывают передавать информацию, по другому - наказывают за это. Этот юридический казус должен быть устранен. Среди тех, кто нас поддержал, был прокурор Алматы Тимур СУЛЕЙМЕНОВ. Его ведомство провело проверку и установило, что тайна совершенных нотариальных действий не соблюдается. Но Генеральная прокуратура посчитала иначе.
Не поддержал нотариусов и Верховный суд. Чтобы восстановить лицензии, им пришлось дойти даже до этой инстанции.
- Почему интересы частной компании важнее, чем интересы граждан? - спросила у судей ВС нотариус Салидат АБУЗОВА.
За то время, пока она находилась в вынужденном отпуске, казна недополучила около полумиллиона тенге налоговых отчислений. Двум ее сотрудникам пришлось искать другую работу. В то же время выплаты каждого нотариуса акционерному обществу “НИТ” не так уж и велики - чуть меньше 4 тысяч тенге в месяц. Цифры несравнимы.
- Больше всего в этой истории смущает вопрос: для чего частной компании нужна вся эта информация? - говорит председатель Алматинской нотариальной палаты. - Этот же вопрос прозвучал и на заседании Верховного суда. Все данные собирают в единую базу. Кто сегодня имеет к ней доступ, кто получит к ней доступ завтра? Насколько я знаю, сейчас несколько ведомств подали заявки на подключение (к базе данных. - М.К.), в том числе Министерство образования, некоторые банки. Им-то зачем знать, кто кому продал недвижимость, кто кого усыновил или кому оставил завещание? Знаете, помимо завещаний, доверенностей, оформлений сделок нотариусы занимаются и весьма деликатными вопросами. Например, оформляют договоры о суррогатном материнстве. Представляете, что может произойти, если эта информация вдруг станет достоянием широкой публики?!

Понятно, что внедрение электронного реестра обуславливалось необходимостью определенного контроля за деятельностью казахстанских нотариусов. Вот только почему этим занимается частная коммерческая организация, а не государственный орган? Ответ на этот отнюдь не праздный вопрос остается тайной.
- Мы собрали кое-какую информацию и выяснили, что АО “НИТ” было образовано национальным холдингом “Зерде”, - рассказывает Серик Ислямиев. - Более того, уставный капитал акционерного общества сформирован из государственных средств, для этой цели ему в 2009 году было передано более 750 миллионов тенге (5 млн. в долларовом эквиваленте. - М.К.). При этом уставный капитал составляет почему-то меньшую сумму - ровно на миллион долларов. В результате перерегистраций, изменений уставов и документации компания вышла из состава нацхолдинга и стала частной. Но в судах ее воспринимают как национальную компанию. Возникает множество вопросов, как такое возможно.
Есть вопросы к холдингу “Зерде” и у Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета. По данным этого органа, в 2010 и 2011 годах холдингу было выделено 1,7 миллиарда тенге на развитие того самого электронного правительства. Из этих средств освоено лишь чуть более 360 миллионов. Оставшаяся сумма - порядка 1,3 миллиарда - спокойно лежала на депозитных счетах в банках второго уровня. Видимо, там, где процентная ставка выше.
- Мы думали, что государство нас поддержит, законы будут доработаны, программа усовершенствована, - говорит Серик Ислямиев. - Там ведь есть ряд ошибок: не все граждане внесены в базу, зачастую сведения о гражданах недостоверны, а это значит, мы не имеем права с ними работать. Информация о заключенных браках идет только с 2007 года. Если вы женились раньше, то электронная система об этом не знает. Это означает, что вы можете продать совместно нажитое имущество и без согласия супруга, а нотариус это никак не проверит. Понятно, что нужны разные доработки. Но самое главное - нужно наконец разобраться, есть в стране нотариальная тайна или ее нет!

Самое интересное заключается в том, что единая нотариальная информационная система, вокруг которой поднят такой шум, до сих пор не имеет сертификата соответствия, а работает на основании аттестата, полученного лишь в мае 2012 года. То есть получается, что программа по-прежнему имеет статус экспериментальной, пилотной! Однако “благодаря” этому пилотнику многие нотариусы пролетают, что называется, по тяжелой.
Решением суда шестерых стряпчих (Серика Ислямиева и других) уже обязали заключить договор с АО “НИТ”. По всей видимости, всех остальных несогласных ждет такая же участь.
- На их примере нам показывают, что будет с теми, кто пойдет против системы, - говорит Карагоз Калабаева. - А ведь решить вопрос очень просто. Суд должен передать наше дело в Конституционный совет. А уже там будут сопоставлены законы и сделан окончательный вывод: кто прав, кто нет. Вот и все, чего мы добиваемся.

Комментарий в тему

- Алматинские нотариусы поднимают актуальную проблему, - уверен исполнительный директор Transparency Kazakhstan Сергей ЗЛОТНИКОВ. - У нас до сих пор законодательно не закреплена защита персональных данных физических и юридических лиц. Соответственно, сейчас никто не несет ответственности за разглашение информации. Легко предположить, что полученная от нотариусов информация может попасть к кому угодно. Она уже в руках частной компании, которая ни за что не отвечает. Любой работник ЦОНа, имеющий доступ к общей базе, способен получить нужные сведения и передать их злоумышленникам. Последствия могут быть самыми неприятными. И в этом вопросе нужно наводить порядок как можно быстрее.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail:mikhail.kozachkov@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть