Сая СКАКОВА: Пожалейте детей
Имея опыт работы и в детских образовательных центрах, где занимались ученики государственных школ Алматы, и в частной школе начальных классов как руководитель, учитель, методолог и методист, хочу поделиться своими соображениями о современном образовании в нашей стране.
Сразу хочу сказать, что типовой учебный план начальной школы перегружен и изобилует многопредметностью. Многие родители предлагают объединить познание мира и естествознание, уменьшить или исключить уроки самопознания из перечня обязательных предметов. Я считаю эти предложения целесообразными.
Насколько глубоко изучаются данные предметы? Как правило, галопом по Европам, что, как известно, довольно неэффективно при обучении любому предмету. Физически 6-7-летние дети не могут осваивать все предметы из школьной программы.
Кризиса 6-7 лет никто не отменял. Социализация в новом коллективе. Новые лица взрослых и новые кабинеты, новое здание. Прибавьте к этому постоянный контроль и завышенные требования родителей - и стресс ребенку обеспечен. Станет ли первоклассник любить школу, любить учиться? Сомневаюсь. Ребенку приходится быть самостоятельным, держать себя в рамках, постоянно концентрировать внимание, пытаться находить общий язык с абсолютно незнакомыми детьми и взрослыми.
Неоднократно приходилось наблюдать, как дети прячутся под партами, встают и ходят по классу во время уроков либо специально пишут в тетрадях как попало. И как вы думаете, будут ли освоены в полной мере учениками 1-х и 2-х классов самопознание или естествознание?
Считаю (и со мной многие согласны), что самопознание достаточно проводить во время классных часов один раз в месяц. Для этих целей можно привлекать школьных психологов. Учебники по самопознанию выдать родителям в начале учебного года для изучения в домашней обстановке как внеклассное чтение. Как раз мамам и папам будет о чем поговорить с детьми в свободное время.
Предмет “Естествознание” предлагаю не изучать в 1-2-х классах вообще, а ввести в учебный процесс 3-го класса с существующей периодичностью один раз в две недели. При этом отменить СОРы и СОЧи по данному предмету во всех классах.
Аналогично поступить и с предметом “Познание мира” без оценивания знаний учащихся. Конечно, лучше было интегрировать два последних предмета для формирования целостного мировоззрения детей, чтобы окружающий мир предстал перед ними в своем единстве.
При изучении английского языка в 1-м классе слишком много времени и внимания уделяется алфавиту, хотя доподлинно известно, что в начальных классах дети легко усваивают не только алфавит, но и лексико-семантическую систему любого языка. В итоге за весь год обучения ученик не знает азы английского языка.
В этой связи предлагаю объявить республиканский конкурс по разработке оригинальной, наиболее адаптированной авторской методики среди учителей и методистов английского языка.
По-моему, есть необходимость повысить уровень сложности (по Л. В. Занкову) при изучении английского языка в 1-м классе либо отдать приоритет развитию навыков разговорной речи, расширению словарного запаса с привлечением популярных телепередач, мультфильмов на английском языке, а также разучиванию стихотворений, песен и т. д.
Очень много споров и разногласий возникает по вопросам изучения казахского языка в школах с русским языком обучения.
Считаю, что необходимо создать инициативную группу из числа лучших учителей и методистов с единым координирующим центром в лице общественных объединений. Эта группа осуществит сбор, обработку и анализ предложений по наиболее эффективным программам, методикам изучения казахского языка. Причем текстовой материал должен быть представлен на трех языках по тематическому принципу. Это, во-первых, будет способствовать межпредметной интеграции. Во-вторых, реальному овладению трехъязычием. Конечно, все тонкости пока предусмотреть трудно, но выигрыш абсолютно очевиден.
А технологической основой стало бы введение коллективной формы обучения, то есть работы в парах сменного состава, которая намного эффективнее используемых в учебном процессе парной и групповой.
При этом можно и нужно использовать все так называемые инновационные стратегии и техники преподавания и учения.
Это, конечно же, далеко не все, что предстоит пересмотреть и усовершенствовать. Нынешние СОРы и СОЧи вызывают ряд вопросов. Надо что-то начинать делать, а не только говорить.
Сая СКАКОВА, методист, методолог, филолог, учитель