Ксения ЕВДОКИМЕНКО: Извините, но скажу
Перед новым годом я решила окультурить своих детей - сводить их на рождественский концерт или новогодний балет. В лучших европейских традициях. И тихо, как бы это поинтеллигентнее сказать, офигела.
Удовольствие оказалось не из дешевых. Перед праздником цены на билеты сделали вертикальный скачок. На ровном месте, скажем честно. Меня душила жаба при ценнике в 25 тысяч за самое дальнее место на балкончике оперного театра, за полтинник в партере, но и эти билеты были по одному в разных концах зала.
В кассе оперного грустно отвечали, что раскуплены не только все билеты на конец декабря, но и все “Щелкунчики” январской афиши. Стало ясно, что моему кошельку ничего не грозит - 150 тысяч за семейный просмотр новогодней сказки выкладывать не придется.
Испытав потрясение от цен, я попыталась понять, с каких пор культура в южной столице так подорожала. Вы не поверите, у нас и тут сложные схемы.
Сцена оперного театра в декабре была мало заполнена: две оперы и два балета из репертуарного списка. Есть еще два дня гастролей “Астана Опера”, несколько концертов по большей части на дополнительных площадках и… восемь балетов с элегантной пометкой “Гастрольная сцена”. Вот на них-то и были ломовые ценники.
Шесть из них проводились по очень простой схеме, если ошибаюсь, поправьте меня: некий поклонник балета приглашает зарубежных солистов, все остальное наше, родное. То есть и оркестранты, и кордебалет, и сама постановка спектакля (тот же “Щелкунчик”) оплачены налогоплательщиками, поскольку оперный театр хорошо субсидируется государством. Может быть, остальные участники таких спектаклей привлекаются, как положено в подобных проектах, за отдельный гонорар, но тогда это еще печальнее.
Кстати, появилась мода делать из театра великосветское мероприятие: нынче гостей перед спектаклем поят кофе или шампанским, выстраивают фотозону, запускают в фойе артистов в костюмах. Это замечательно, но далеко не главное.
У меня есть смутная надежда, что театры в нашей стране содержатся не для их личных творческих амбиций, а для того, чтобы я могла с детьми под новый год сходить и посмотреть “Щелкунчика”. Так сказать, прикоснуться к классике. Да, именитые танцоры - это хорошо, но они не должны замещать стандартные спектакли.
Хорошо, оперный мне не по карману, подумала я, и зашла на сайт филармонии. Любимая концертная организация перед новым годом объявила целый праздничный фестиваль и… соответственно, почти в два раза была повышена цена на билеты. Конечно, по сравнению с оперным пять тысяч - это не так страшно. Но почему? Выступали все родные коллективы, которые в штате филармонии. Конечно, они подготовили праздничную программу, создали праздничное настроение. Но разве это не их прямая обязанность? Кстати, билеты были раскуплены практически моментально.
Самый печальный вывод у меня даже не про странные праздничные схемы повышения цен на билеты в наших храмах культуры, это к управленцам. Я очень люблю артистов, и мне физически больно говорить слова упрека. Но, господа, вы полтора года перманентно сидели на удаленке. Скажем честно: концертная жизнь была крайне нерегулярной. Общаясь с журналистами, вы говорили, как соскучились по зрителю, как болеете без сцены, без общения с дорогими меломанами. Ну так вот мы!
Мы так ждали вас, надеялись, что, как только карантин отступит, вы воспользуетесь моментом…
А в это время у консерватории со специальным органно-концертным залом мертвый сайт и никаких приглашений на концерты. Может, они проходят? Так позовите широкие массы, не стесняйтесь! Почему пустует зал “Казахконцерта”? Мы уже забыли, что там самая шикарная акустика в городе. Господа, вы же все получаете зарплату! Даже если нет концертов, вас не сняли с довольствия. Так оглушите праздником! Дойдите, достучитесь до нас! Город растет стремительно, а концертов все меньше.
Вместо P.S. Живую музыку мы все же послушали с детьми в одном из ТРЦ: пришли веселые подростки из частной школы, я так понимаю, в балахончиках и веночках а-ля ангелы и сбацали несколько незатейливых, но радостных песенок. Народ был в восторге, столбиками, как суслики, стояли и слушали их.
А где были профи, маститые и пробивающиеся, студенты музыкальных учебных заведений? Кстати, у вас есть такой предмет, как “исполнительская практика”, и реализуется он как раз за счет бесплатных шефских концертов. Казахстанцы, обучающиеся музыке за рубежом, всегда рассказывают, что почти еженедельно приходится где-то выступать. И это хорошая практика.
Да если бы каждый сыграл по одной простой песенке хоть в кофейне, хоть на улице, хоть в фойе филармонии и торгового центра, да хоть у себя в соцсетях, то какой бы праздник у нас был, сколько новых слушателей вы получили бы!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, журналист