5173

Владимир СТЕБЛЯНКО: Проглядели тревожный сигнал

Всех потрясла трагедия, случившаяся на этой неделе в Алматы. Вообразить страшно: мать выбрасывает из окна девятого этажа малолетних детей и сама летит вслед за ними!

Владимир СТЕБЛЯНКО: Проглядели тревожный сигнал

Как специалист в области психологии, сразу предположу, что у этой женщины наверняка были проблемы. Здоровому человеку и в голову не должны приходить мысли о суициде. И уж тем более об убийстве близких, детей! А если таковые проскальзывают - обращайтесь за помощью. Это не страшно, не стыдно и не дорого. Можно даже бесплатную психологическую помощь найти: существуют специализированные центры, телефон доверия. Немаловажную роль играют в этой ситуации близкие. А в алматинской истории муж, родные проглядели тревожный сигнал, не подстраховали.

Психическое нездоровье не проявляется вдруг, не рождается импульсивно. Часто оно подкрадывается постепенно, день за днем. И здесь все зависит от близких, окружения, ведь человек иногда может и не осознавать всю глубину проблемы.

За более чем двадцатилетний стаж работы психологом я не раз видел у себя на приеме людей с такими наклонностями. Часто они обращались с совершенно иной проблемой. Оговорюсь, что психолог не имеет права заниматься такими пациентами. Это компетенция врача-психиатра. Более того, это прерогатива государственная. В частных клиниках врачам-психиатрам вообще работать нельзя, разве что в качестве психотерапевта.

То есть любой специалист, будь то частный практик или принимающий звонки на горячей линии, заметив у человека суицидальные наклонности, должен мягко направить его к компетентному специалисту. Никаких ярлыков, помощь можно получить даже анонимно. Но объяс­нить, что в некоторых случаях необходима медикаментозная поддержка, а в некоторых - стационар. Подчеркну, пациентов с суицидальными наклонностями крайне нежелательно лечить на дому, так как есть много нюансов в подборе препаратов и их влиянии на человека.

Следствие пока не исключило версию о том, что до самоубийства женщину довел ее супруг. В таком случае психологическая экспертиза требуется и ему. Тут важно разбираться. Дело в том, что в практике нередки случаи, когда отклонения наблюдаются у двоих в паре, а иногда и у всей семьи. Конечно, этот недуг не заразен. Но иногда он индуцируется в окружающей среде. И больной человек способен вызвать в окружающих людях подобное состояние. Важно понять, кто был ведомым, а кто ведущим в этой паре.

Очень много сейчас говорят о послеродовой депрессии и о том, что эту проблему не принимают всерьез. Да, такие проблемы случаются у некоторых женщин, они могут быть затяжными. Но исправить ситуацию, вывести человека из этого состояния реально.

Кто должен помочь в первую очередь? Разумеется, близкие. Не третировать и учить жизни жену и невестку, а поддерживать. А еще лучше - дать возможность семье быть автономной и в жилье, и в принятии решений.

Нужно поднимать статус наших женщин. К ним сейчас выдвигается много требований: нужно быть примерной женой, хорошей матерью, рачительной хозяйкой, нередко и работать успевать. А присутствие спутника жизни становится весьма номинальным. Нередко эту модель проецирует сама женщина в погоне за образом успешности. А нередко молодых матерей загоняет в это колесо действительная нужда. И снова повторюсь: будьте внимательнее к близким!

А нужда - понятие относительное: кому-то не хватает на еду, кому-то на статусный отдых… Не стоит из-за материальных и часто временных трудностей сводить счеты с жизнью. Сегодня при желании заработать деньги на прожиточный минимум можно. Работы вокруг очень много, и только ленивый кричит, что ее нет.

Владимир СТЕБЛЯНКО, президент Ассоциации психологов Казахстана

Поделиться
Класснуть