Марианна ГУРИНА: Давайте сбежим из школы!
Как-то я проводила такой эксперимент - приходила в первый класс первого и десятого сентября, чтобы задать детям один и тот же вопрос: хотите вы учиться? Первого все дружно кричали “да!”. Десятого так же дружно “нет!”.
Мы должны учить детей учиться и получать от этого радость. А мы уже в первом классе закрываем для них эту тему. Наша школа превратилась в ад, который надо пережить. Поэтому все чаще родители говорят о необходимости альтернативного образования: домашнего, дистанционного, внешкольного.
Мы очень любим перенимать зарубежный опыт. Но в большинстве стран дети заняты в школе полный день, как и их родители на работе. Домой они приходят не для делания уроков, а для общения в семье. Сейчас у наших школ нет возможности весь учебный процесс проводить в своих стенах по одной простой причине -
они катастрофически переполнены. В библиотеках нет места, во всех наших школах очень душно, и вообще учеба получается крайне непродуктивной.
В этой ситуации домашнее обучение может стать спасением для очень многих. Либо дайте нам возможность переходить в другое учебное заведение вместе с деньгами, отпущенными на образование ребенка. Тогда мы сможем спросить со школы и учителей, будет больше частных школ, которые сейчас людям просто не по карману.
Что касается всех заявленных реформ, у меня такое ощущение, что мы решили взлететь на Марс. При этом мы все объективно понимаем, что команда не готова, топлива не хватит, но нам сказали, что мы стартуем, мы загудели и приготовились сделать вид, что летим. Двадцать лет назад мы провозгласили, что будем знать казахский язык, и на это государство выделило огромное количество денег. Но разве все дети научились говорить на государственном языке? Теперь министр обещает всех учителей за три месяца обучить английскому языку. Но проблема нашей современной школы в том, что ребенка учат лОжить, а не класть. А мы хотим, чтобы эти же учителя, не умеющие грамотно говорить на родном языке, объясняли физику или химию на иностранном. Да, реформаторы равняются на НИШ (Назарбаев Интеллектуальная школа), но там изначально другие условия - просторные помещения, оборудованные по последнему слову техники кабинеты и лаборатории, в качестве педагогов носители языка, а не переученные за три месяца выпускники педвузов.
Нашей системе образования не хватает системности, и в этом корень всех бед. Например, появилось понятие “техника чтения”, то есть скорость, с которой учащиеся должны прочитывать текст. Да, все дети справляются, но при этом они не умеют пересказывать информацию, анализировать, структурировать ее.
Также я не представляю, зачем в школу должны прийти шестилетки. Они в детском садике учатся читать, считать, писать, но, прийдя в школу... опять начинают все с нуля, поскольку программы не стыкуются между собой. И у детей появляется ощущение, что в школе скучно! А этого быть не должно. Может быть, лучше как-то доработать вот эти моменты перехода и оставить детей там, где обеспечивается все, что им положено по возрасту: сон, игры, короткие уроки. А мы их хотим забрать из детского сада, посадить в душные классы, где, как обычно, будет по сорок человек, и лишить детства.
Вообще в нашей системе образования очень много нестыковок, и новые реформы лишь увеличивают их количество. Вот почему многие родители мечтают о побеге из школы, раз уж там никак не получается грамотно организовать процесс.
Марианна ГУРИНА, президент фонда “ұлағатты жанұя”