6273

Ирина СМИРНОВА: Перестаньте нас строить!

Будущее страны закладывается в общеобразовательных школах, и именно они больше всего страдают от бесконечных реформ, постоянного шарахания из стороны в сторону. Поэтому так хочется, чтобы министр образования понимал глубинные процессы и проблемы системы.
Каким должен быть руководитель, ведающий такой сложной отраслью, как образование? Молодым или солидного возраста, консерватором или склонным к новациям, управленцем или педагогом?
Человеку со стороны трудно представить, как работает машина той же общеобразовательной школы. Еще очень хочется понимания, что сфера образования достаточно консервативна, ее невозможно быстро сломать или переделать. Конечно, необходимо стремиться к изменениям, но проводить их в жизнь стоит не спеша… По крайней мере в школе.
Честно говоря, за последнее время, богатое на различные реформы, мы, учителя, соскучились по спокойной творческой работе. К нам постоянно, порой несколько раз на день, поступают самые разные директивы. И все срочно! Все требуют бросить непосредственную работу с детьми и начать заниматься бумажками. Хотя и президент уже сказал, что надо освободить учителя от излишней бюрократической нагрузки. Еще полезно было бы освободить от чрезмерной опеки и контроля, пресса нормативных документов, жестко регламентирующих работу. Нас проверяют и оценивают все кому не лень, а ведь у профессии сейчас и так очень низкий статус. Учителей не хватает. Не секрет, что происходит двойной отбор в отрицательную сторону - так я назвала бы этот процесс. Когда в педагогический вуз идут не самые талантливые выпускники школы, а после получения диплома в школу возвращаются не самые лучшие из них. Впрочем, молодые специалисты - это отдельная печальная тема.
Что из новшеств последних лет подкосило школу, так это организация рейтингов по итогам ЕНТ. Попытка выстроить школы по результатам тестов, которые не всегда можно даже назвать оценкой учебных достижений учащихся. Сейчас вся система образования занята тем, чтобы занять достойное место именно по этому показателю, и все участники учебного процесса - от директора школы до родителей - готовятся к тесту с первого класса. А это означает зубрежку и натаскивание. Предметы, которые не входят в ЕНТ, оказываются не важны. Родители так и говорят: “Не надо химии или музыки, лучше проведите дополнительный урок географии”. А ведь ЕНТ не является объективной оценкой ни ученика, ни учителя, ни школы… Опять достается нам: по результатам рейтинга вышестоящие организации принимают жесткие административные решения, не разбираясь в причинах отставания или успеха.
Благодаря Единому национальному тестированию стало практически невозможно вести воспитательную работу в школе. Опять же нынешние родители просят нас не загружать детей общественной жизнью, совместными делами. Дети должны после уроков бежать домой и готовиться к тестам. При этом мы сегодня говорим о том, что воспитательная работа очень важна, что все основные нравственные моменты закладываются до 12-14 лет. Я уверена, что, если ребенок ведет волонтерскую работу, достигает успехов в спорте или творчестве, мы должны это как-то отражать в его личном деле. И эти факторы должны помогать ему при поступлении в учебное заведение или на работу. У нас же отсутствуют механизмы иной, не тестовой оценки достижений ребенка, и их необходимо срочно возвращать. Школа -
это не набор знаний или баллов, это ученики, которых мы готовим к жизни в обществе. Вот что я имею в виду, когда говорю о тонкой специфике нашей работы, которую надо понимать изнутри, а не измерять директивами и рейтингами.

Ирина СМИРНОВА, директор школы-лицея № 48 г. Алматы, председатель алматинского филиала РОО учителей
и преподавателей “Ар-намыс”

Поделиться
Класснуть