41739

Камал ОРМАНТАЕВ: Удар по генофонду

Я уже давно имею все звания и регалии и мог бы просто почивать на лаврах, как это делают многие мои коллеги. Но мне не дают покоя проблемы, которые существуют сегодня в казахстанской медицине. И главная из них, на мой взгляд, это решение о закрытии педиатрических факультетов в медицинских вузах. Это беспокоит как врачей, так и рядовых казахстанцев, особенно матерей.
Лично я считаю, что такое решение крайне отрицательно скажется на здоровье нации. У нас в стране 30 процентов населения - дети. В педиатрии очень много направлений, но количество специалистов с каждым годом уменьшается. Педиатров больше не готовят. Кстати, среди стран СНГ педиатрические факультеты закрыты только в Казахстане. В других странах есть даже отдельные педиатрические медицинские институты. Во всех медицинских вузах есть педиат­рические факультеты. Наши же власти, приняв новый стандарт медицинского образования, ссылаются на Болонскую конвенцию по высшему образованию. Но она, я считаю, подходит для развитых государств. Да, Россия, Украина, Белоруссия тоже приняли эту конвенцию, но исключили некоторые пункты, поскольку они не отвечают национальным интересам государства. И там готовят педиатров. При этом у них показатели детского здоровья лучше, чем у нас.
Недавно я хотел встретиться с вице-премьером Даригой НАЗАРБАЕВОЙ по этому поводу, но безрезультатно. Чиновники знают, что я хочу восстановить педиатрический факультет, поэтому избегают со мной говорить.
Мы - уходящее поколение, педиатров с каждым годом становится все меньше. Я изредка бываю на селе - там ужас что творится! Например, у ребенка высокая температура. Врач дает жаропонижающее, и все. А ведь надо выяснить, из-за чего была температура, и долечить. В результате болезнь переходит в хроническую форму. Сейчас 40-45 процентов молодежи не берут в армию - у них масса заболеваний. Откуда это все? Именно оттуда, из детства, когда не долечили.
Ситуация страшная. Я уже сколько говорю о том, что нельзя страну лишать детских врачей - никто меня не слышит. Говорят, что семейные врачи - это экономически выгоднее. Но семейные врачи не знают, что делать с детьми: детский организм отличается от взрослого, у детей свои особенности, свои симптомы. И зачем тогда вообще этот семейный врач нужен? Я считаю, что врачи общей практики - это не выход. В мире существует около 14 000 болезней, и каждый врач не может знать их все - некоторые даже названий не знают. Поэтому, пока не поздно, надо вернуть педиатрические факультеты, иначе страшно подумать, что будет дальше. Наши дети и внуки должны получать квалифицированную медицинскую помощь.
Еще одна проблема - это длительность обучения. Сейчас мы перешли на мировую систему подготовки специалистов в области медицины, по которой врачам приходится учиться 9 - 11 лет. Но это практика развитых стран, где на эти цели выделяется большое количество средств. Например, в Германии и Франции на здравоохранение выделяется восемь процентов ВВП, в США - 15 процентов, в то время как у нас - всего 3,8 процента. С таким финансированием зарплата у врачей низкая, и возможность учиться так долго есть далеко не у всех. За рубежом в резидентуре получают большую стипендию и фактически работают врачами. В России, как мне на днях сказал детский хирург, детский врач мира Леонид РОШАЛЬ, врачи шесть лет учатся, потом работают, а через два-три года идут в ординатуру. А в Казахстане только учатся, получая при этом 50 000 тенге.
Для того чтобы переходить на мировые стандарты, нужны соответствующие условия. У нас же финансирование маленькое, своих клиник при вузах нет. Поэтому я предлагаю готовить врачей семь лет: пять лет - общеобразовательный период, а шестой и седьмой год - по специальности. После семи лет дать диплом, и пусть идут работать. Если же хотят учиться дальше, то существует резидентура. Мы просто не можем себе позволить 11 лет обу­чать врачей.

Камал ОРМАНТАЕВ, хирург-педиатр, академик

Поделиться
Класснуть