Камал ОРМАНТАЕВ: Удар по генофонду
Я уже давно имею все звания и регалии и мог бы просто почивать на лаврах, как это делают многие мои коллеги. Но мне не дают покоя проблемы, которые существуют сегодня в казахстанской медицине. И главная из них, на мой взгляд, это решение о закрытии педиатрических факультетов в медицинских вузах. Это беспокоит как врачей, так и рядовых казахстанцев, особенно матерей.
Лично я считаю, что такое решение крайне отрицательно скажется на здоровье нации. У нас в стране 30 процентов населения - дети. В педиатрии очень много направлений, но количество специалистов с каждым годом уменьшается. Педиатров больше не готовят. Кстати, среди стран СНГ педиатрические факультеты закрыты только в Казахстане. В других странах есть даже отдельные педиатрические медицинские институты. Во всех медицинских вузах есть педиатрические факультеты. Наши же власти, приняв новый стандарт медицинского образования, ссылаются на Болонскую конвенцию по высшему образованию. Но она, я считаю, подходит для развитых государств. Да, Россия, Украина, Белоруссия тоже приняли эту конвенцию, но исключили некоторые пункты, поскольку они не отвечают национальным интересам государства. И там готовят педиатров. При этом у них показатели детского здоровья лучше, чем у нас.
Недавно я хотел встретиться с вице-премьером Даригой НАЗАРБАЕВОЙ по этому поводу, но безрезультатно. Чиновники знают, что я хочу восстановить педиатрический факультет, поэтому избегают со мной говорить.
Мы - уходящее поколение, педиатров с каждым годом становится все меньше. Я изредка бываю на селе - там ужас что творится! Например, у ребенка высокая температура. Врач дает жаропонижающее, и все. А ведь надо выяснить, из-за чего была температура, и долечить. В результате болезнь переходит в хроническую форму. Сейчас 40-45 процентов молодежи не берут в армию - у них масса заболеваний. Откуда это все? Именно оттуда, из детства, когда не долечили.
Ситуация страшная. Я уже сколько говорю о том, что нельзя страну лишать детских врачей - никто меня не слышит. Говорят, что семейные врачи - это экономически выгоднее. Но семейные врачи не знают, что делать с детьми: детский организм отличается от взрослого, у детей свои особенности, свои симптомы. И зачем тогда вообще этот семейный врач нужен? Я считаю, что врачи общей практики - это не выход. В мире существует около 14 000 болезней, и каждый врач не может знать их все - некоторые даже названий не знают. Поэтому, пока не поздно, надо вернуть педиатрические факультеты, иначе страшно подумать, что будет дальше. Наши дети и внуки должны получать квалифицированную медицинскую помощь.
Еще одна проблема - это длительность обучения. Сейчас мы перешли на мировую систему подготовки специалистов в области медицины, по которой врачам приходится учиться 9 - 11 лет. Но это практика развитых стран, где на эти цели выделяется большое количество средств. Например, в Германии и Франции на здравоохранение выделяется восемь процентов ВВП, в США - 15 процентов, в то время как у нас - всего 3,8 процента. С таким финансированием зарплата у врачей низкая, и возможность учиться так долго есть далеко не у всех. За рубежом в резидентуре получают большую стипендию и фактически работают врачами. В России, как мне на днях сказал детский хирург, детский врач мира Леонид РОШАЛЬ, врачи шесть лет учатся, потом работают, а через два-три года идут в ординатуру. А в Казахстане только учатся, получая при этом 50 000 тенге.
Для того чтобы переходить на мировые стандарты, нужны соответствующие условия. У нас же финансирование маленькое, своих клиник при вузах нет. Поэтому я предлагаю готовить врачей семь лет: пять лет - общеобразовательный период, а шестой и седьмой год - по специальности. После семи лет дать диплом, и пусть идут работать. Если же хотят учиться дальше, то существует резидентура. Мы просто не можем себе позволить 11 лет обучать врачей.
Камал ОРМАНТАЕВ, хирург-педиатр, академик