1294

Нам есть чем катиться!

В Казахстане уже больше года действует закон об электросамокатах. Но до сих пор не очень понятно, что они такое: игрушка или средство передвижения, таящее в себе опасность?

Нам есть чем катиться!

Езда не приходит одна

Правила для водителей самокатов начали действовать в нашей стране 30 августа 2023 года. Забавное и символичное совпадение: на следующий день в столице Франции (!) были запрещены все сервисы кикшеринга, то есть проката электросамокатов. За это проголосовало 89 процентов парижан, принявших участие в референдуме по данному вопросу.

Кстати, сегодня в мире наберется по меньшей мере уже десяток мегаполисов, где элект­росамокаты под запретом. Причем если в Париже упразднен только их прокат, то, например, в Торонто (Канада) и Амстердаме (Нидерланды) вне закона даже личные электросамокаты!

И все-таки с каждым годом использование таких устройств в городах становится все более популярным. Несмотря на то, что наряду с удобством они создают и множество проблем для пешеходов и автомобилистов.

Прежде всего это безопас­ность пешеходов. Электросамокаты часто движутся по тротуарам, что создает риск столкновений с идущими людьми. Многим, особенно пожилым и детям, сложно быстро отреагировать на движущийся агрегат. Это приводит к травмам и создает атмосферу беспокойства на улицах.

Другая беда, пусть и не создающая напрямую угрозы для здоровья окружающих, заключается в безалаберном отношении многих пользователей электросамокатов к своему транспорту: они оставляют устройства где им вздумается. Особенно бе­сит пеший люд, когда самокаты бросают на тротуарах, блокируя проходы. Это особенно актуально в густонаселенных районах и на оживленных улицах. Пешеходам приходится обходить эти преграды, что увеличивает риск несчастных случаев и затрудняет передвижение, особенно для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, нередко брошенный на дороге электросамокат перекрывает въезд в квартал автомобилям.

При всем этом нужно понимать, что аппарат этот далеко не легкий, поэтому, с одной стороны, если он оставлен в неудобном месте, то оттащить в сторону его проблематично, а с другой - даже на небольшой скорости его массы хватает, чтобы серьезно навредить как самому водителю, так и прохожим.

Виктор МАРЧЕНКО

Но главная опасность при использовании электросамоката, считает инструктор по контраварийному вождению Виктор МАРЧЕНКО, заключается в том, что психологически он не воспринимается самим пользователем как транспорт:

- Понятно, что водителя автомобиля вынуждает быть постоянно в тонусе вся ситуация на проезжей части. Но даже велосипедист, передвигаясь по комфортной велодорожке, испытывает мышечное напряжение, и это подпитывает его здоровым адреналином. В случае же с электросамокатом этого нет. Человек вообще вроде как и не едет никуда - он просто стоит на месте и сам собой перемещается в пространстве. Да еще и в наушниках, бывает. Но при этом у нас есть ускорение и есть масса, произведение которых дает силу удара. И по факту мы имеем мчащийся мимо граж­дан безответственный кусок металла. Насколько оправданно выпускать такой сырой в психологическом плане транспорт на тротуары, с моей точки зрения, большой вопрос!

Поймай меня, если сможешь!

Пока сложно сказать, оправдывает ли статистика пессимизм эксперта насчет потенциальной опасности этого вида транспорта. По данным столичного департамента полиции, с начала года в Астане было зарегистрировано лишь полтора десятка ДТП с участием электросамокатов, но во всех имелись пострадавшие. Однако ведь и сезон после вступления закона в действие откатали всего один.

А вот к административной ответственности с начала года в Астане привлечены 2328 водителей электросамокатов. И вот что здесь интересно: в целом большинство этих случаев подтверждает мнение профессионального автоинструктора о психологической сырости колес­ных гаджетов.

Бауыржан ТОКЖУМАНОВ

- Согласно правилам дорожного движения электросамокатом имеет право управлять только совершеннолетний гражданин, - говорит начальник отдела управления административной полиции ДП Астаны Бауыржан ТОКЖУМАНОВ. - При этом у него должно быть водительское удостоверение любой категории. Если эти требования не выполняются, водитель привлекается к административной ответственности. Так вот, самые частые нарушения касаются именно этого. Еще одна проб­лема - управление самокатом на проезжей части без шлема, что также запрещено правилами.

Иными словами, в одной только столице тысячами фиксируются случаи отношения водителей электросамокатов к используемому транспорту как к игрушке. Причем - в буквальном смысле! По словам Токжуманова, некоторые родители разрешают управлять электросамокатом своим детям, не достигшим 18-летнего возраста. Таких родителей штрафуют. Если, конечно, это нарушение удается зафиксировать.

На одном из недавних заседаний столичного маслихата во время обсуждения вопросов благоустройства города встал вопрос, что делать с самокатчиками, которые оставляют на брусчатке следы от колес.

- Расстрелять надо! - пошутил заместитель акима Астаны Нурлан НУРКЕНОВ.

Горожане не стали осуждать его за мрачный юмор, но в комментариях многие озабоченно размышляли: дескать, прежде чем расстреливать, надо бы изловить - а как это сделать?

Действительно, в отличие от автотранспорта электросамокаты госномерами не оснащены, в абсолютном большинстве случаев берутся напрокат и при этом каких-либо индивидуальных особенностей не имеют. Как же вычислить нарушителя, чтобы привлечь его к ответу?

- Привлечение к ответственности происходит, как правило, в том случае, если нарушителя заметил патруль, - рассказывает Бауыржан Токжуманов. - Тогда его останавливают и выписывают штраф. Выявить нарушителя, попавшего на видео камер наблюдения, тоже можно, хотя сделать это и не так просто, как в случае с автомобилем. Со всеми тремя кикшеринговыми компаниями, сдающими электросамокаты в аренду в Астане, мы создали совместные чаты для оперативного выявления нарушителей.

Система работает примерно следующим образом. Когда в кадр попадает нарушитель-самокатчик, полиция направляет оперативный запрос в сервисы проката: чей транспорт находился в такой-то точке в такое-то время? Дальше остается лишь выяснить, кто арендовал данный электросамокат. А это уже дело техники, так как для аренды нужна регистрация в специальном приложении.

Тот же алгоритм применяют, когда патруль обнаруживает электросамокат, оставленный в неположенном месте - посреди тротуара, на газонах, на проезжей части…

Наказание где-то рядом

Но в столичной полиции все-таки надеются, что дадут свои плоды меры по предотвращению подобных правонарушений. Для этого департамент проводит профилактическую работу в соцсетях: выкладывает видеоролики, разъясняет правила дорожного движения.

- Когда закон только рассмат­ривался, звучали мнения, что этот вид транспорта опасен, - рассуждает начальник отдела управления административной полиции. - В самом деле, элект­росамокаты могут разгоняться до 60 километров в час. Но благодаря настройке их скорость не превышает 25 километров в час на проезжей части и 6 километров в час - на велодорожках и тротуарах (от себя уточню: так должно быть в идеале! - В. Ш.). Кроме того, в столице по GPS ограничили использование самокатов на некоторых участках, где нет ночного освещения. Въезжая туда, аппарат автоматически отключается. Так что я затрудняюсь сказать, есть ли какой-то смысл в запрете этого вида транспорта. Просто водитель электросамоката должен помнить всего пару простых вещей.

Прежде всего, подчеркивает Токжуманов, самокаты могут двигаться по велодорожкам и тротуарам лишь в том случае, если не создают препятствий пешеходам. В большом людском потоке езду следует прекратить. А пересекая перекресток, водитель электросамоката обязан спешиться. По словам полицейского, основная часть ДТП происходит потому, что именно это правило не выполняется - самокатчик пытается пролететь перекресток, не удостоверившись в безопасности, и попадает под поворачивающее авто.

Кстати, штрафы за нарушение этих правил вполне ощутимые.

За отсутствие шлема или светоотражающих элементов на транспорте предусмотрено наказание в размере двух месячных расчетных показателей (МРП), или 7384 тенге в этом году.

За перевозку пассажиров водителей электросамокатов штрафуют на 5 МРП, или 18 460 тенге.

Если же по...о запрете электросамокатов: вине электросамокатчика случилось ДТП, то он платит от 10 до 20 МРП, то есть от 36 920 до 73 840 тенге.

...о запрете электросамокатов:
- Вы знаете прекрасно: когда вносили этот законопроект по самокатам в мажилис, мы вообще предлагали запретить им двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам. Депутаты нас не поддержали. Поэтому это (запретить электросамокаты. - Ред.) не входит в нашу компетенцию, к сожалению. У нас нет законодательных рычагов, чтобы полностью запретить.

...об ужесточении ответственности электросамокатчиков:
- Необходимо все-таки требования ужесточать. Когда мы обсуждали вот эти все вещи, агрегаторы говорили, что они люди ответственные, серьезные, что они будут сами ограничивать многие вещи. Но, к сожалению, мы видим, что никто ничего не ограничивает! В частности, когда говорили, что скорость будет 5 километров в час по тротуару, предполагалось, что они будут замедлять, у них есть такая техническая возможность. Мы все ходим пешком, видим, что никто этого не делает.

Дословно

Игорь ЛЕПЁХА, замглавы МВД

…об обязательной госрегистрации электросамокатов:

- Это было бы неплохо... Идет предварительное обсуждение, и если будут спрашивать мнение МВД, то мы только за. В ряде стран есть же какие-то номера на самокатах. Пусть это не государственная регистрация, но у них должны быть какие-то номера, которые хотя бы можно идентифицировать, кто в это время сбил, условно (то есть совершил ДТП. - Ред.). Мы ставим вопрос сейчас перед депутатами, что необходимо дальше работать в плане дальнейшего регулирования этих самокатов и ужесточения ответственности.
Сказано в кулуарах сената журналистам 19 сентября 2024 г.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Цифры в тему

► По данным МВД, в прошлом году в стране было зарегистрировано 285 ДТП с участием электросамокатов, в этом году по состоянию на начало сентября - 97 происшествий, в которых два человека погибли, 93 пострадали.
► А по информации полиции Алматы, с начала этого года и по состоянию на 8 октября в мегаполисе произошло 103 ДТП с участием электросамокатов, 109 человек получили травмы, погибших нет.
► Службы аренды самокатов начали работать в стране, и в первую очередь в Алматы, с 2018 года. В 2022-м на рынке были представлены четыре кикшеринговые компании. В июле этого года у компании Jet в Алматы имелось 10 000 электросамокатов, в Астане - 3000.
► По данным начальника управления местной полицейской службы Алматы Серика ШУМАЕВА, в городе в июне этого года насчитывалось более 50 тысяч электросамокатов.

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть