1694

Искусство маркировки

Обязательная маркировка обуви, введенная в Казахстане с ноября 2021 года, является фикцией, но весьма опасной, заявляют предприниматели. По их мнению, она не имеет никакого прак­тического смысла, но ставит под удар отечественный малый бизнес и даже промышленную безопасность страны.

Искусство маркировки

Соглашение ЕАЭС о маркировке и прослеживаемости товаров было принято в 2019 году. В нем указывалось, что каждая страна союза самостоятельно принимает решение, нужна ли ей маркировка, - с учетом своих бизнес-процессов, имеющихся систем контроля и экономической выгоды.

- Наши чиновники ничего этого не просчитывали, а сразу же придумали механизм, как через “Казахтелеком” зарабатывать на каждом предпринимателе, - считает представитель группы компаний импортеров и реализаторов обуви юрист Айнура КАЙДАРОВА. - Маркировка нужна, чтобы проследить путь товара от производителя до конечного пункта. То есть она должна быть на товаре изначально. У нас же обязали предпринимателей лепить эти марки самостоятельно, за свои деньги, хотя при наличии параллельного импорта никакого смысла в этом нет.

Оператором по маркировке назначен центр развития цифровой экономики (ЦРЦЭ) - структура АО “Казахтелеком”. Информационная система “Казахстанская марка”, которая при этом используется, фактически расположена на российской платформе.

- Наличие марки никак не помогает в достижении заявленных целей: борьбе с контрабандой, контрафактной продукцией и так далее, - объясняет Кайдарова. - Наоборот, марка способствует их легализации, потому что сама информационная система маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПТ) содержит недостоверные сведения. За достоверность там просто никто не отвечает. Якобы там существует какая-то система модерации... Но когда я спросила в ЦРЦЭ, как она работает, мне ответили: “А мы сравниваем с интернетом!” Это что, каждый ботинок они в интернете проверяют? Но это же бред!

По ее словам, есть основания подозревать, что любой теневой субъект, который завозит продукцию втемную, без проблем оплатит марки оператору, заинтересованному в их продаже:

- У моих доверителей были случаи, когда информационная система выдавала в их электронных кабинетах товары, которые они не завозили. Тут явные признаки мошенничества. Более того, доступ к этой информационной системе имеют третьи лица, не являющиеся резидентами Казахстана, хотя по Предпринимательскому кодексу сведения, которые поступают в ИС МПТ, представляют собой коммерческую тайну, и только сам бизнесмен определяет, кому, когда и в какой форме он эти сведения может предоставить. То, как это сделано у нас, создает все условия для промышленного шпионажа.

Все это никак не стимулирует развития отечественной легкой промышленности - для него нужны субсидии и преференции, а не маркировка импортных товаров, отмечает юрист. Но зато, по ее мнению, ситуация на руку крупным торговым сетям, совершенно не обремененным участием в данной системе, в отличие от малого и среднего бизнеса.

- Для борьбы с контрабандой и теневым бизнесом есть таможня, налоговая полиция и масса других ведомств, - перечисляет Кайдарова. - Для контроля качества существуют сертификаты соответствия и безопасности, принятые в рамках национального законодательства и того же ЕАЭС. Но получается, что правительство признало свою неспособность бороться с контрафактом при помощи уполномоченных органов и передало эту функцию частному лицу, которое теперь на этом зарабатывает.

Кроме того, отмечает она, казахстанские марки для своих товаров покупает Россия, что в известных обстоятельствах соз­дает для нас угрозу попадания под санкции.

Сейчас за отсутствие маркировки собираются вводить штрафы, но, опять же, в Казахстане уже предусмотрена уголовная ответственность за экономическую контрабанду и административная - за недостоверное декларирование, предоставление неверных сведений и многое другое. Смысл в этих новых штрафах, дублирующих уже существующие, только один - силой заставить бизнес маркироваться, считает юрист. Это прямое вмешательство в предпринимательскую деятельность, за что, кстати говоря, в Уголовном кодексе предусмотрено наказание.

Первое, что возмущенные импортеры предлагают сделать для исправления этой абсурд­ной ситуации, - усилить борьбу с коррупцией в таможенных и налоговых органах, чтобы не процветали контрабанда и теневая экономика, раз уж это является причинами введения маркировки. Во-вторых, они предлагают осуществлять маркировку за счет бюджета, причем непосредственно на границе. В-третьих, если существующие таможенные системы учета импорта-экс­порта ненадежны, то, вероятно, есть смысл вернуться к древней практике растаможивания товаров при помощи штампа.

Владислав ШПАКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть