5318

“Я благодарю вас от имени всей Италии!”

Девушка из Астаны стала донором костного мозга для итальянца – это первый подобный случай в Казахстане. 

“Я благодарю вас от имени всей Италии!”

Виолетте МОСКАЛЕНКО всего 21. Студентка аграрного университета, будущий специалист по пищевой безопасности, донор сначала крови, а потом - костного мозга.

- С 18 лет я сдавала кровь, и в сентябре прошлого года пришла, чтобы сделать это в очередной раз. Оказалось, что это месяц, когда во всем мире отмечают День донора костного мозга. Я ничего об этом не знала, но мне стало интересно, - вспоминает девушка. - Сотрудники Центра крови рассказали про регистр доноров, и я поняла: это мое.

                                                                                 ***

Национальный регистр доноров костного мозга - это база, в которой в электронном виде хранятся данные об образцах крови и анкеты доноров. Находится она в Научно-производственном центре трансфузиологии в Астане. Человек изначально сдает пробирку крови (совсем как во время анализа), ее раскладывают на гены и загоняют в базу.

Это своеобразный код, который (в идеале на 100 процентов, но бывает и чуть меньше) может ведь совпасть с кодом пациента, больного раком крови и нуждающегося в пересадке костного мозга. Шанс найти - 1:10 000. Чудо природы и спасение для тяжелобольного.

Где-то в мире живет человек другой национальности (случается, что и расы), возраста и даже пола, у которого гены, отвечающие за тканевую совместимость, полностью совпадают с вашими. Есть в этом что-то волшебное. Как говорят, ваш генетический близнец. Первым делом донора ищут среди родственников, но не всегда он есть. Тогда остается надеяться на людей, которые, как Виолетта, готовы помочь незнакомцу и стать неродственным донором.

От здорового человека больному пересаживают гемопоэтические стволовые клетки, которые находятся в костях, это и есть костный мозг. Они образуют лейкоциты, тромбоциты и эритроциты и формируют иммунитет. Процесс постоянный и жизненно важный. У пациентов с лейкозами эта настройка организма сбивается, и, если нет донора, они умирают.

                                                                              ***

Сейчас в казахстанском регистре доноров костного мозга чуть больше 11 700 человек. В год прибавляется примерно полторы тысячи. Не много по мировым меркам. Например, в одном из крупнейших на планете банков костного мозга в Германии хранится около 4 млн образцов крови.

Тем удивительнее история Виолетты. Первый случай, когда информацию о доноре из Казахстана запросили из европейской клиники.

- 23 ноября 2023 года в наш центр пришло электронное письмо из Италии, - восстанавливает цепочку событий специалист отделения регистра доноров костного мозга и развития трансплантации РГП на ПХВ “Научно-производственный центр трансфузиологии” Дамира КОМАРОВА. - Образцы крови донора из нашего регистра на 100 процентов совпали с клетками итальянца, который нуждался в пересадке костного мозга. Донора ему искали повсюду, а нашли - в Казахстане!

Несколько лет назад наш центр стал временным членом Международной ассоциации доноров костного мозга, в которую входят регистры со всего мира. Постепенно мы загружали в базу данные наших доноров: никакой личной информации, только комбинация генов, по которой ведут подбор, группа крови и пол человека. В ней итальянцы и нашли Виолетту.

По правилам донор (хотя он сам принимает решение стать участником регистра) может отказаться сдавать клетки. Мы всегда просим: подумайте хорошо! Взвесьте возможные рис­ки (многих, когда доходит до дела, отговаривают родственники - боятся). Решите, действительно ли вы этого хотите. Для человека по ту сторону это шанс выжить.

Нельзя передумать только в тот момент, когда пациента уже готовят к трансплантации. Потому что человеку перед пересадкой костного мозга прак­тически убивают родной иммунитет, чтобы организм принял новые клетки. И если донор скажет “нет” в этот момент, исход больного предрешен.

- Доноры часто отказываются?

- К сожалению, да, мы получаем до 70 процентов отказов. Как правило, они делают это сразу же. Запросов от клиник приходит много, а состоявшихся неродственных доноров из казахстанского регистра всего 14. Поэтому мы переживали, согласится ли Виолетта стать донором

                                                                               ***

- Я ехала в автобусе с учебы. Зазвонил телефон: “Виолетта, здравствуйте. Вас из Центра крови беспокоят. Ваши клетки на 100 процентов совпали с клетками пациента в Италии, который нуждается в пересадке костного мозга. Вы готовы стать донором?” - так девушка запомнила тот самый момент. - Я сразу согласилась! Представляете, где-то в Италии живет человек, которого я могу спасти! Ни секунды не сомневалась.

Только волнение: “Вдруг с моими анализами что-то не так? Не разрешат сдавать клетки? Он ведь может умереть…” Боялась не за себя - за этого мужчину. Почти два месяца я сдавала анализы и проходила обследования, настолько все серьезно. Все делали бесплатно, везде зеленый свет, письмо в институт с просьбой освободить меня от занятий за несколько дней до госпитализации.

В больнице Виолетта лежала неделю. Донора готовят: вводят ему специальный аппарат, который стимулирует выработку клеток костного мозга и ускоряет их выход в кровь. Люди переносят это по-разному: у кого-то температура небольшая, ломота в костях. У Виолетты болела голова - распространенная побочка.

- Списываю это на волнение: я первый раз в жизни лежала в больнице и волновалась, как все пройдет. Вообще, чувствовала себя хорошо. И в день, когда сдавала костный мозг, ни о чем не переживала, - рассказывает о своих эмоциях Виолетта. -

Меня подключили к аппарату, я смотрела фильм на телефоне и не заметила, как прошла процедура, хотя длилась она около семи часов. Это абсолютно не страшно. Не знаю, почему все так боятся. Наоборот, это же такая радость - помочь другому человеку!

                                                                                ***

Виолетта почти ничего о нем не знает: итальянец, взрослый мужчина (часто клетки сдают для детей), живет в Генуе. Диагноз - острый лимфобластный лейкоз, сложная, агрессивная форма рака крови. 5 марта Вио­летта сдала гемопоэтические клетки, 7 марта их ввели пациенту в Италии.

Прилетал за спасительным грузом курьер, достойный отдельного внимания в этой истории: итальянец, военный в отставке, который после выхода на пенсию стал волонтером компании, специализирующейся на доставке донорских клеток в разные страны. Расходы на дорогу и проживание ему оплачивают. Он летает по всему миру и в специальном термоконтейнере привозит костный мозг, спасающий жизни. И доброе дело, и путешествия - прекрасный способ не скучать на пенсии.

Тот самый момент, когда курьер-итальянец зашел познакомиться с Виолеттой.

- Я знаю, что трансплантация состоялась, - рассказывает Вио­летта. - Больше мне ничего не говорили. По правилам донор и реципиент могут встретиться только через три года, если оба будут согласны. Хотела бы я увидеть этого человека? Да…

                                                                             ***

Два вопроса, на которые транс­фузиологи отвечают чаще всего.

Первый: пересадка костного мозга не опасна для донора?

- Не опасна. Доноры отдают от 1 до 5 процентов своих гемопоэтических клеток, это немного. К тому же в прежнем количестве они восстанавливаются в течение двух недель, - объясняет Дамира Комарова. - И второй момент, который обычно пугает людей: сам процесс забора клеток. Раньше это приходилось делать под наркозом при помощи пункции, когда их извлекали из костей.

Сейчас технологии совершенно другие: все напоминает процесс сдачи донором крови. Человека подключают к специальному аппарату, который сам выделяет из крови нужные для пересадки клетки.

У Виолетты спрашивают и про деньги.

- “Сколько ты за это получила?” Когда отвечаю: “Нисколько”, удивляются. А что здесь такого? Я добровольно стала донором и думала не про деньги. Просто хотела помочь другим. Не все меня понимают. Кто-то жалеет: “Зачем ты это сделала? Тебе же еще рожать!” Другие, наоборот, поддерживают. В общем, на два лагеря люди разделились. Сегодня я помогла человеку. Зав­тра, не дай бог, что-то случится со мной или с кем-то из моих родственников, меня не оставят в беде. Если каждый об этом задумается, в мире станет меньше болячек, я так рассуждаю. В этом нет ничего особенного, обычная доб­рота. В моей семье все такие.

- Родители вас поддержали?

- Они простые люди, живут в селе в Акмолинской области, ничего не знали о донорстве костного мозга. Переживали за меня, но, когда поняли, что это не опасно, поддержали. А теперь гордятся…

- Какой момент вам запомнился больше всего?

- Встреча с курьером. Я лежала в комнате, подключенная к аппарату, шел процесс забора клеток. В этот момент зашел мужчина. Спросил через переводчика, как я себя чувствую. “Все хорошо”. И вдруг он говорит: “Я благодарю вас за ваш поступок от имени всей Италии!” Так волнительно и очень приятно. Никогда не забуду эти слова…

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть