Куда делась вода?
К нам обратились аграрии Шуского района, которые недополучают поливную воду, несмотря на то что исправно за нее платят. Зато ее гоняют на богарные и пастбищные земли, которые арендуют приезжие фермеры. Как итог, высыхающие поля и социальное напряжение. Но руководство Жамбылской области, как и чиновники из правительства, похоже, не осознает серьезности ситуации.
Житель Жанакогамского сельского округа Ауесхан АБДЫКАСЫМОВ бьет тревогу: у него выгорело целое поле люцерны. А это значит, что скотина осталась без корма на зиму. Естественно, цены на сено взлетят и на молоко с мясом - тоже. Все потому, что на его поле вода из Тасоткельского магистрального канала не доходит. Ее выкачивают насосами по пути.
- На нашем канале установлено 267 насосов. Основные земли, куда гоняют воду, богарные. Там на капельном орошении выращивают овощи фермеры из соседнего района. Нам воды не остается, - рассказал мужчина.
И такая ситуация наблюдается не только в этом округе. От нехватки воды страдают аграрии Жанажолского, Белбасарского, Далакайнарского, Конаевского, Балуаншолакского и других сельских округов.
В районном производственном отделении РГП “Казводхоз” заверяют, что воду подают согласно заявкам - 20 кубометров в секунду. Специалисты соглашаются: насосы установлены вдоль канала через каждые 100-200 метров. И говорят, что это упущение местных исполнительных органов, дающих разрешение на их установку: мол, наша задача только подавать воду.
Единственный сельский аким, согласившийся прокомментировать ситуацию, - это аким Жанакогамского сельского округа Марат МАЙШЕКЕЕВ.
- Недавно маслихатом района было вынесено решение о том, что применять насосы можно только в ночное время. Днем должны поливать те, кому положено. Я каждый день объезжаю поля и объясняю крестьянам, чтобы они не включали моторы днем. На территории нашего округа их нет, но, так как наши крестьяне недополучают воду, приходится выезжать за пределы округа, - объяснил он.
Мы обратились в акимат Шуского района, чтобы выяснить, кто дает разрешение на установку насосов для полива богарных земель. Заместитель акима района Бакыт БЕТБАЕВ заверяет, что крестьяне напрямую заключают договоры с “Казводхозом”, который подает воду. Якобы за это даже сняли предыдущего руководителя.
- Вода подавалась не только на богару, но и на пастбища! Об этом мы писали в область. Но в связи с тем, что все культуры уже посеяны, останавливать подачу мы не можем. Поэтому на основании постановления раймаслихата создан график полива, - попытался объяснить ситуацию Бетбаев.
Когда об аналогичной ситуации на канале Базарбай заявили крестьяне Байзак-
ского района, руководитель облфилиала РГП “Казводхоз” Ерлан УТЕГЕНОВ сказал, что вода на богарные земли не подавалась и не будет! И добавил даже, что совместно с прокуратурой запланированы рейды на выявление подобных нарушений. Но, как говорят байзакцы, как качали воду, так и качают.
Мы спросили у Ерлана Анабарбековича, в чем проблема. Попутно поинтересовались тем, как обстоят дела с поступлением воды из Киргизии, и тем, получим ее в достаточном объеме или нет в этом году. Сначала он пообещал ответить завтра, затем сказал, что со мной свяжутся специалисты, а потом и вовсе пропал. Последнее, что он ответил, когда удалось с ним связаться, - это то, что он сопровождает в рабочей поездке вице-министра экологии и природных ресурсов Галидуллу АЗИДУЛЛИНА.
Как вы понимаете, обещанного ответа мы так и не получили, поэтому не осталось ничего иного, как обратиться к заместителю акима области Канатбеку МАДИБЕКУ, который, судя по публикациям на его странице в Фейсбуке, также был с вице-министром и другими водниками в Киргизии.
Похоже, Мадибек посчитал, что в сельском хозяйстве мы ничего не понимаем, или решил ввести нас в заблуждение.
- Нет ограничений по переводу богарных земель в орошаемые. Эти работы регламентируются нормативно-правовыми актами. Даже те водопользователи, которые сеют на поливных землях, должны заключать соответствующие договоры. За последние три года по области из богарных в поливные переведено 2600 гектаров земель, - ответил он.
А ведь вопрос был не об изменении целевого назначения, а о том, почему вода подается на богарные земли (назначение которых не менялось) и кто дает на это разрешение. К сожалению, этот вопрос все, кому мы его задавали, обходят стороной.
И тут мы вспомнили слова главы байзакского крестьянского хозяйства “Мария” Марии ИБРАИМОВОЙ, которая говорила, что “во время поливного сезона местные акимы, прокуроры, начальники из “Казводхоза” и даже участковые зарабатывают как минимум по одной новой машине”... Не в этой ли фразе ответ на все наши вопросы и сомнения?
Пользуясь случаем, мы спросили у замакима области и о ситуации с рекой Куркуреусу в Жуалынском районе, в устье которой некогда были промышленные сады и картофельные поля. Там даже выращивали бобовые культуры на экспорт. Вода поступала из Киргизии. А когда закрыли границу, высохло все. Многие остались без работы, жизнь будто остановилась. Почему бы не возобновить трансграничное сотрудничество, не договориться о возобновлении подачи воды?
- Вода в Куркуреусу не поступает, потому что каналы Акмолда, Томентам и Каратаки нуждаются в капитальном ремонте. Все эти каналы берут начало в Киргизии, а там ремонтные работы не проводятся, поэтому необходимо включить их в список объектов межгосударственного пользования. В настоящее время с нашей стороны для этого готовятся необходимые документы, которые будут рассмотрены на заседании Шу-Таласской бассейновой комиссии, - пообещал Мадибек.
В прошлом году по Таласу наша страна получила больше запланированного объема воды: 577,3 миллиона кубов вместо 500. Однако в Шу вместо обещанных 200 миллионов кубов поступило всего 175. В области 120 больших и малых водохранилищ. Самое крупное из них, Тасоткельское, где уже несколько лет идут ремонтные работы, на полную мощность не функционирует.
При этом Мадибек заверяет, что воду накопили в нужном объеме, ее достаточно, и переживать не о чем. Странно… Ведь он только что приехал из Киргизии, власти которой бьют тревогу по поводу нехватки воды и обмеления самого крупного в Центральной Азии Токтогульского водохранилища! В этом году оно недобрало более 2 миллиардов кубов воды.
Журналисты информационного портала kaktus.media, съездившие на водохранилище, назвали его нынешний вид трагическим. Коллеги также сообщают, что сейчас фермеры и жители Чуйской области Киргизии (которая граничит с Жамбылской) испытывают острую нехватку воды. Поэтому вероятность того, что мы недополучим ее, очень высока.
Естественно, это может отразиться на продовольственной безопасности страны, ведь именно жамбылцы выращивают львиную долю овощей и кормов. И раз наши чиновники спокойно сидят в кабинетах и по приезде из Киргизии говорят, что ничего страшного нет, значит, ситуация с луком, которая создала ажиотаж этой зимой, ничему их не научила.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз