1872

Пора браться за дело

В Атырау намерены с нового учебного года сократить трехсменки и дефицит учителей в школах

Пора браться за дело

Из года в год на традиционной педагогической августовской конференции заявляют, что в регионе не хватает педагогов, учебников, школ. Называют удручающие цифры. Но когда же начнется реальная работа, тем более что население Атырауской области растет как на дрожжах?

Сейчас в городе идет строительство комплекса BINOM в рамках проекта “Комфортная школа” в перспективном микрорайоне “Нурсая”. Родители уже одолели областное управление образования и городской отдел вопросами, когда можно будет поступить в BINOM, придется ли детям проходить тестирование и управятся ли строители к Дню знаний.

По словам представителей методического центра управления образования, к 1 сентября точно распахнут свои двери две новые школы и никакого тестирования не будет. Единственное условие - наличие местной прописки. Сейчас внутри школ идут отделочные работы. Эти два новых учебных заведения реально могут покрыть имеющуюся потребность в ученических местах и значительно сократить количество трехсменок, отмечают в метцентре.

По информации руководителя областного управления образования Гульнары САДУАХАСОВОЙ, сегодня в Атырауской области функционируют 200 общеобразовательных учебных заведений, 11 из которых - частные. Чиновник отмечает, что в Атырау наблюдается интенсивный рост населения.

- Судите сами: семь лет назад по области в 192 школах обучалось 109 392 учащихся. В текущем году в 200 школах - 143 481 ученик. Рост количества школ на 4 процента, а детей - на 31! - привела цифры Садуахасова.

По ее словам, со стороны управления особое внимание уделяется вопросам повышения статуса педагогических кадров, обеспечению развития их профессиональной квалификации, а также повышению господдержки и стимулированию труда учителей.

- Эти вопросы не сходят с повестки дня. В последние 10 лет курсы повышения квалификации прошел 2091 педагог. Это только 20 процентов от имеющегося числа. А в прошлом году все учителя прослушали курсы, причем на бесплатной основе, при поддерж­ке Минпросвещения. Не исключено, что скоро качество знаний учащихся улучшится, - надеется Садуахасова, но с оговоркой: за пару лет не добиться успехов, всему свое время.

- Если сравнить с данными за последнее десятилетие по качеству образования в Атырауской области, то, к примеру, в 2014/15 учебном году оно составляло 52 процента, в 2015/16 - 54, в пандемийных 2019/20 и 2020/21 учебных годах - 58,8 и 57,3 процента соответственно, - сообщила Садуахасова.

По ее мнению, снижение качества обучения в школах за последние два года произошло именно из-за коронавируса, когда учеников перевели на онлайн-обучение.

- Полноценная работа организаций образования после пандемии началась в этом учебном году, - продолжает Гульнара Манаповна. - До этого использовались дистанционные, смешанные форматы учебы. В этой связи сейчас проводится мониторинг квартальных итогов.

По Атырауской области квалифицированных педагогов лишь 57 процентов. Всего в 2022/23 учебном году трудилось 12 422 учителя, из них без малого триста человек - пенсионеры.

- Конечно, это не дело. И мы ищем разные пути, чтобы в школах работали современные педагоги, - говорит Садуахасова. - В прошлом году в школы города трудоустроены девять приезжих педагогов в рамках специальной программы во исполнение постановления правительства “Об утверждении правил привлечения лучших педагогов в регионы с дефицитом учителей с соответствующим пакетом мер поддерж­ки”. Но мы от этой программы ожидаем большего, и работа по привлечению профессиональных педагогов в нашу область продолжается. Всего за последние пять лет на подготовку необходимых специалистов выделено 566 целевых грантов акима региона.

Тем временем, чтобы оценить реальное положение дел, реализован проект “Дорожная карта развития образования Атырауской области на 2021-2023 годы” при поддержке Назарбаев Интеллектуальных школ, который выявил причины снижения качества обучения. То, что выявилось в ходе проекта, как говорится, не ново для родителей учеников, а именно: низкая функциональная грамотность педагогов, а как следствие, и учащихся. Кроме того, слабый уровень подготовки педагогических кадров в вузах. Мониторинг выявил и нехватку ученических мест. К тому же исследование показало, что 40 процентов учителей начальных классов - со средним специальным образованием, а каждый третий педагог мало участвует в работе с классом, совсем не проводит интегрированные занятия, не жаж­дет новизны. Качество знаний учащихся начальной школы резко падает. А чтобы не портить статистику, детям завышали оценки, говорят в облуо.

Как же бороться с возникшей ситуацией? В областном управлении образования уповают прежде всего на план мероприятий по повышению качества и результативности учебно-воспитательного процесса.

- Наблюдение за занятиями педагогов позволило выявить профессиональные трудности, - продолжает Гульнара Манаповна. - Поэтому около 800 учителей сельских школ прошли курсы повышения квалификации, 3600 педагогов прослушали курсы информационно-коммуникационных технологий, улучшили свои навыки, начата работа экспериментальной площадки, обеспечивающей опеку сильных школ над малоэффективными. А в целях реализации постановления правительства запущены пилотные проекты: практическая площадка “Модель 4К: от теории к практике”, “Центры компетенций”, “Точки роста”, “2 педагога в группе в дошкольной организации”.

- Идет работа практической площадки в 10 школах области по методу LESSON STUDY, указанному в государственной программе как средство улучшения обучения. Одно из нововведений касается сферы дополнительного образования. Разработаны и подготовлены тренеры по девяти направлениям элективных курсов, способствующих повышению функ­циональной грамотности обучающихся, которых никогда не было в Атырауской области. Мы начнем с ликвидации дефицита ученических мест - перейдем от слов к делу, - заверила Садуахасова.

Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау

Поделиться
Класснуть