2470

Весна - и дизель испаряется

Почему обостряется дефицит солярки на юге страны?

Весна - и дизель испаряется
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Шымкентский нефтеперерабатывающий завод с 1 марта встает на 25-дневный плановый ремонт. Предстоящая остановка производства ГСМ в условиях их нехватки вынуждает владельцев южноказахстанских АЗС и автобус­ных парков все громче и чаще поднимать проблему дефицита топлива.

В поиски причин дефицита солярки, ставшего уже всесезонным, включился и департамент экономических расследований (ДЭР) Шымкента, собрав на днях на площадке местной палаты предпринимателей владельцев АЗС и автобусных парков, представителей государственных органов и владельца НПЗ - компании “ПетроКазахстан Ойл Продактс” (ПКОП).

- Первоочередная задача - не допустить хаоса из-за дефицита топлива после остановки на ремонт завода, - обозначил повестку встречи заместитель руководителя ДЭР Шымкента Руслан ДАНАЕВ, предупредив о существующей административной и уголовной ответственности за реализацию ГСМ по завышенным ценам и другие нарушения.

Учитывая, что одновременно с началом ремонта на НПЗ на юге стартуют весенне-полевые работы и нарастает транзитный поток грузового транспорта, задача, прямо скажем, трудновыполнимая. Руководитель городского управления сельского хозяйства и ветеринарии Абунасыр ДЖАНБАТЫРОВ поспешил заверить, что 1000 тонн льготной солярки, предусмотренных для крестьян в этом году, есть в наличии у трех операторов, которые и будут распределять топливо. Половина запасов уйдет на весеннюю пахоту. Стоимость литра с учетом льгот для крестьян составит 200 тенге за литр. В свою очередь руководитель управления энергетики и инфраструктурного развития Шымкента Максат ЕРДЕМБЕКОВ тоже заверил, что в городе достаточный запас топлива на АЗС и нефтебазах. По его данным, бензина марки АИ-92 есть в объеме 20 140 тонн, дизтоп­лива - 12 395 тонн. При этом в день город потребляет этих видов топлива 821 и 571 тонну соответственно. Цены на заправках стабильные, их ежедневно контролирует мониторинговая комиссия акимата, и, дескать, причин для паники нет.

Однако столь радужную картину испортили владельцы автобусных парков, чьи машины заправляются соляркой.

- За дизтопливо мы вынуждены переплачивать! Покупаем по 230 тенге за литр и еще 35 тенге сверху за доставку, - заявил председатель ассоциации пассажироперевозчиков “Южавтотранс” Дархан КАЮПОВ. - Мы предлагали при­обретать самовывозом, но нам отказывают. Ежедневные убытки одной компании составляют 800 тысяч тенге даже с учетом бюджетных субсидий. При этом поднять стоимость не имеем права, так как обслуживаем социально значимые маршруты.

- Каждый день мы начинаем с поисков солярки, - подтвердил директор Shymkent Bas Азат КАЙЫПБЕКОВ. - Когда не получается найти, подключаем даже заместителя акима Шымкента, управление энергетики. В день нам требуется 23 тысячи литров, парк из 300 машин. Сети АЗС заключать договоры с нами не хотят, так как у них нет нужных нам объемов. Просили у оператора ТОО “Petrosun”, но на наше обращение даже не ответили.

Впрочем, ни на один вопрос, касающийся обеспечения ГСМ и выделения необходимых объемов, не дал ответа участникам совещания представитель ТОО “Petrosun” Канат АЙТУПОВ, подключившись к заседанию онлайн. Лишь констатировал, что жалобы имеют место быть, но из-за ограниченности ресурсов, мол, распределяем по возможности.

Абсолютной дезинформацией назвали данные о запасах топлива, представленные управлением энергетики, в ассоциации владельцев АЗС “Ынтымак”.

- Вы попробуйте проехать по заправкам и лично убедиться в этом! - предложил юрист этой ассоциации Пармен ЖУМАБЕК. - Дефицита нет лишь на сетях крупных АЗС, а у остальных баки полупустые, растягиваем то, что осталось. Petrosun в последнее время дает нам лишь 5-10 тонн дизеля в месяц и до 40 тонн АИ-92. Мало того, в феврале мы еще не получили ни литра солярки.

Вице-президент по развитию и коммерции ТОО “ПКОП” Данияр МАКИШЕВ подчеркнул, что завод на сегодняшний день лишь перерабатывает давальческую нефть, объемы которой меньше не стали - все те же 6 млн тонн в год. Но стоимость переработки с нового года выросла на 2000 тенге и сегодня составляет 35 тысяч тенге за тонну.

- С 1 января в рамках объявленной главой государства демонополизации грузоотправление теперь снова прерогатива завода, - пояснил Макишев. - Давальцы отдельно платят за переработку нефти и отдельно по утвержденным тарифам - за доставку ГСМ до нефтебазы нашими силами. Договор с КТЖ уже заключен, в месяц у нас около 7 тысяч вагонов выходит.

Кроме того, с этого года Шымкентский НПЗ начинает переход на комбинированную схему переработки нефти, часть которой составит казахстанское сырье, его будут закупать непосредственно на наших месторождениях. Объемы этой нефти будет определять Минэнерго. Таким образом, пояс­нил Данияр Макишев, предприятие будет зарабатывать не только на переработке, но и на продаже ГСМ, а доходы тратить на модернизацию и ремонт.

Еще одно новшество этого года, уже внесенное в Предпринимательский кодекс, - введение госрегулирования и оптовой стоимости ГСМ (вслед за предельными розничными ценами), о чем не раз просили владельцы АЗС. По словам руководителя департамента по защите и развитию конкуренции Шымкента Ернара КОСБАЕВА, изменения как раз и стали ответной реакцией на запросы розничных реализаторов.

Но сегодня их волнует просто наличие солярки в свободном доступе и ее справедливое распределение.

Предприниматели оптово-розничной торговли нефтепродуктов Шымкента и Туркестанской облас­ти уже обратились с открытым письмом к главе государства, заявив, что сегодня достоверно известно только ценообразование у последнего звена - владельца АЗС, в то время как информация о ценообразовании на стадии закупа сырой нефти, транспортировки на нефтеперерабатывающие заводы, переработки, оптовой реализации нефтепродуктов - тайна за семью печатями. По их словам, на протяжении пяти лет они обращались во все госорганы вплоть до центральных аппаратов, прямо указывая на беспредел, творящийся на рынке ГСМ, доминирующее положение монополистов, указывали на факты ценового сговора, злоупотребления, однако никаких результатов не получили. Реакция началась только после печальных январских событий и конкретных поручений президента.

Взяв две недели на поиски решений по обозначенным предпринимателями проблемам, руководство ДЭР Шымкента заявило, что к концу февраля проведет еще одну встречу с уже готовыми ответами.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора и с сайта vera.kz, Шымкент

Поделиться
Класснуть