13324

Денежное недовольствие

На днях в южной столице высадился внушительный правительственный десант, прибывший с единственной целью - выслушать проблемы пенсионеров-силовиков и решить их. Такое поручение дал глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ (см. “Сборы или поборы?”, “Время” от 19.1.2023 г.).

Денежное недовольствие

Встреча с правительственной делегацией прошла в театре “Алатау”.

Судя по итогам трехчасовых переговоров, высокопоставленные чиновники оказались неподготовленными к такому диалогу: бывшие силовики знали законы намного лучше их и довольно эмоционально отстаивали свои права.

Началось мероприятие со скандала. Выступление вице-министра труда и соцзащиты населения Назгуль САГИНДЫКОВОЙ пенсионеры прервали недовольными выкриками из зала.

- Буквально три минуты, - чуть ли не взмолилась чиновница. - Если вы недовольны размером пенсионных накоплений, давайте обсуждать. Мы говорим: вопросы пенсионных выплат силовых структур решаются не базовой пенсией, а индексацией или перерасчетом. У вас разные группы, диспропорция идет. В 2006 году, когда министром обороны был Мухтар Капашевич (АЛТЫНБАЕВ. - Т. К.), мы делали большой перерасчет по группам. Тогда тоже был перекос пенсий, для решения проблемы приняли постановление правительства. Наше министерство лишь администратор, ваше руководство из МВД, Минобороны, других силовых структур назначило вам пенсии, эти суммы мы и выплачиваем. У вас полное гос­обеспечение, поэтому базовая пенсия только у гражданских.

- Все отмахиваются от нас, говорят: не имеем права на базовую пенсию. Почему? Я что, служила Китайской Народной Республике, а не Казахстану?! - эмоционально заявила не назвавшаяся пенсионерка, и ее слова заглушил шквал аплодисментов.

Когда они поутихли, она продолжила:

- Ваши три группы высосаны из пальца! В 1998 году Республике Казахстан было всего семь лет. Почему вы при назначении пенсий считаете, что нашей стране было уже 10 лет?! С высокой трибуны продолжаете делить нас на три группы, издеваетесь. Для чего? Не было никаких оснований делить на категории. Кому это было нужно? С какой целью? Ответьте!

- Гражданских пенсионеров тоже на три категории мы делим условно, чтобы понять... - попыталась ответить Сагиндыкова.

Но ее снова прервали:

- Почему на 1998 год вы взяли 10 лет службы в силовых структурах независимого Казахстана? Нам не надо про группы объяснять, мы это без вас знаем.

- У вас разные размеры пенсии, тогда разные законы были, - пыталась сохранить хорошую мину при плохой игре вице-министр.

Чтобы не нарушать регламент, модератор встречи, начальник управления общественного развития акимата Алматы Айдар ЕСЕНБЕКОВ, распорядился забрать микрофон у выступающих пенсионеров, и зал, где находились больше сотни ветеранов, возмущенно загудел.

- Может, нам вообще уйти? Вы не хотите нас слушать, мы вам, наверное, мешаем! - градус в зале заметно повысился.

Назгуль Сагиндыкова в очередной раз попыталась переложить ответственность на своих коллег из силовых структур, сообщив, что начисление пенсий - политика не Минтруда и соцзащиты населения, а силовых министерств.

- Мы это 20 раз за встречу услышали. Вот у меня на 1998 год был стаж в органах, но базовую пенсию не начисляют до сих пор. Рядом коллега, у него тоже нет базовой, - выкрикнул из зала мужчина.

- К различным категориям различный подход. Самое главное - мы же признаем, что у вас дис­пропорция, вы же именно этим недовольны, - заметно повысила голос чиновница. - Мы знаем эти проблемы, каждую группу нужно смотреть по-разному.

- Из всех регионов страны собрались делегаты не для того, чтобы вы проводили свое совещание, а для того, чтобы выслушали нас. Такое поручение вам было дано! - напомнила тему собрания Алия ОСПАНОВА, ветеран Во­оруженных сил. - Вы говорили, теперь нас послушайте. Дайте нам выступить, а потом отвечайте.

- Алия Жамаловна, я вам хочу объяснить про три группы, - начал было майор из отдела фин­обеспечения, но зал начал улюлюкать, и офицер замолчал.

- Ничего мне не положено, до свидания - ответил мне господин майор. Санаторно-курортные, проезд в общественном транс­порте, коммунальные услуги - эти и другие льготы в 1998 году убрали. В 2011-м тогдашний премьер внес дополнение в законодательство, что нам положены льготы. Я кандидат юридических наук и внимательно слежу за изменениями в законодательстве. Вас никто не слышит, одни отписки присылаете, - резала правду-матку Оспанова. 

- Благодарим городской акимат за организацию встречи с вами, уважаемый президиум, - взял слово Сержан АШИРБЕКОВ, подполковник полиции в отставке. - У нас нет политических лозунгов, наши требования носят исключительно социальный и экономический характер. Мы поддерживаем реформы президента Казахстана, но многие руководители госструктур саботируют его инициативы, не исполняют поручений, поэтому в нашем обществе происходят разные эксцессы.

Первый вопрос: медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел и ветеранов МВД. Ответьте, когда руководство нашего министерства рассмат­ривало вопрос медобеспечения. Я лично это не помню. Я живу на даче, мне жилье не выделили. Второй вопрос - базовая пенсия. Как это будет решаться?

Представители полицейского министерства - председатель совета ветеранов МВД и Нацгвардии генерал-майор милиции в отставке Умурзак БОЛСАМБЕКОВ и начальник департамента финансового обеспечения Рустем ТУРСУНБАЕВ - быстро записывали что-то в свои ежедневники.

Помимо сказанного пенсионеры выдвинули основное требование - выплату базовой пенсии сотрудникам силовых структур, вышедших на заслуженный отдых с 2011 года.

- Нарушаются наши конституционные права. А где же равенство всех перед законом? Если закон для всех один, почему вышедшим на пенсию работникам силовых органов не платят базовую пенсию? Никто из собравшихся здесь не получает достаточную пенсию, потому что нам не дают базовую. Это общая проблема не только сидящих тут, но и тысяч других пенсионеров силовых структур, - заявила очередную порцию претензий Алия Оспанова.

Кроме того, собравшиеся потребовали позволить снять остатки своих пенсионных накоплений в ЕНПФ без удержания 10-процентного подоходного налога. А выступление еще одного пенсионера из тогдашней службы экономических расследований вызвало эффект разорвавшейся бомбы.

- В 2016 году мы отдали 50 процентов накоплений государству, нам сказали, что это пойдет на выставку EXPO, которая прошла в 2017 году в Астане. У нас не спрашивали согласия, незаконно отобрали. Ладно, мы смирились с этим. Нам тогда сказали, что оставшиеся 50 процентов нам выдадут автоматически при выходе на пенсию. Теперь говорят, что выдадут деньги, когда нам исполнится 63 года. И даже тогда будут давать ежемесячно. Сколько еще государство будет наживаться на наших деньгах? - заявил бывший борец с теневой экономикой.

Жаркие баталии длились более трех часов. Были вы­двинуты требования о предоставлении льготного проезда, скидки на оплату коммунальных услуг, качественной медицинской помощи... Пенсионеры заявили, что готовы выйти на акцию протеста, если проблемы не найдут решения. Их заверили: вопросами пенсионеров будет заниматься специальная рабочая группа.

К слову, сейчас в стране пенсионный возраст женщин - 61 год, мужчин - 63. Сотрудники и сотрудницы силовых органов выходят на пенсию раньше: майор - в 48 лет, подполковник - в 50, полковник - в 55, генералы могут служить до 60 лет. Но генералитету могут продлить срок службы еще на три года.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото с сайта informburo.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть