Охладите пыл!
Семейные дебоширы смогут примириться в суде со своими жертвами только после первого случая рукоприкладства, при повторном проявлении агрессии они получат реальное наказание. При этом полицейские обязаны будут открывать административное производство по факту бытового насилия без заявления потерпевшей стороны. Эти и другие меры, разработанные для усиления борьбы с домашним насилием, обсудили во вторник на заседании правительства.
По словам министра внутренних дел Марата АХМЕТЖАНОВА, в этом году в полицию поступило 100 тысяч сигналов о бытовом насилии - по большей части в Шымкенте, Астане, Алматы, Карагандинской, Павлодарской и Костанайской областях. И в 60 процентах случаев полиция не смогла ничего предпринять в отношении насильников, так как по приезде на место инцидента потерпевшие отказывались подавать заявления. А без этого полицейский не может привлечь правонарушителя к ответственности, таков нынешний закон.
- Помощь в социальной реабилитации жертв оказывают 57 кризисных центров, этого недостаточно. К примеру, в Шымкенте в полицию поступило более 11 тысяч сообщений о фактах бытового насилия. Однако там действует всего один кризисный центр. А в Абайской и Кызылординской областях они вообще отсутствуют, - подчеркнул Ахметжанов.
По его словам, одними силовыми мерами проблему бытового насилия не решить. В этой связи он попросил поручить Минздраву разработать алгоритм использования психо-коррекционных курсов и организовать подготовку соответствующих специалистов.
Отметив, что большинство преступлений в быту совершается в состоянии алкогольного опьянения, министр посетовал, что в стране функционирует всего 35 медвытрезвителей на 778 койко-мест, этого крайне мало. Необходимо еще 32 таких учреждения на 594 койко-места, полагает главный страж порядка.
- Аналогичная проблема с нехваткой койко-мест для принудительного лечения хронических алкоголиков. В стране функционирует всего 20 специализированных наркологических учреждений. При этом процедура направления в них граждан крайне забюрократизирована. Медицинские работники наркологических учреждений неохотно выносят соответствующие решения. В результате полицейские вынуждены заниматься этой работой зачастую за счет собственных средств, - пожаловался министр.
По его словам, на данный момент в Казахстане 6800 неблагополучных семей, в которых 10 тысяч детей.
Закон по вопросам защиты прав ребенка предусматривает, что акиматы должны вести медико-социальный учет, но правила его ведения до сих пор не разработаны. В этой связи глава МВД предложил определить Министерство труда и социальной защиты населения ответственным госорганом в этой сфере.
Вместе с тем Ахметжанов рассказал о новых мерах, которые в скором времени примут для борьбы с бытовым насилием.
Так, в законодательство внесут поправки, согласно которым полицейские получат право открывать административное производство для наказания любителей распускать руки без заявления потерпевших.
Ужесточат требования к процедуре примирения сторон, чтобы дебошир мог примириться в суде только при первом рукоприкладстве, при повторном такая возможность будет исключена.
Помимо этого МВД предлагает увеличить срок административного ареста за повторные правонарушения с 20 до 25 суток, а также заменить предупреждение на общественные работы.
- В Уголовный кодекс предлагается ввести квалифицирующий признак “в отношении лица, состоящего в семейно-бытовых отношениях” по наиболее распространенным преступлениям. 30 сентября на заседании межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при правительстве рассмотрены и одобрены данные подходы, - подытожил Ахметжанов.
Между тем министр труда и социальной защиты населения Тамара ДУЙСЕНОВА обратила внимание на два настораживающих факта:
- Почти 67 процентов, или 2661 из обратившихся в кризисные центры, - это дети, подвергшиеся насилию либо ставшие свидетелями. Основными получателями услуг в кризисных центрах являются многодетные семьи.
Глава Минтруда перечислила основные уязвимые места в решении рассматриваемой проблемы. В первую очередь это неразвитость сети кризисных центров в регионах.
- Например, в Восточно-Казахстанской области, стабильно возглавляющей тройку антилидеров регионов по правонарушениям в семейно-бытовой сфере, функционирует лишь один центр на 12 койко-мест, и находится он в Усть-Каменогорске. Месторасположение кризисных центров приводит к недоступности их для большинства жертв насилия, - отметила Дуйсенова.
Она попросила поручить уполномоченным центральным госорганам и акимам использовать возможности цифровой карты семьи для выявления семей с высокой вероятностью риска насилия.
Премьер-министр Алихан СМАИЛОВ одобрил все прозвучавшие предложения и поручил профильным госорганам проводить широкую информационную кампанию по формированию нетерпимости к бытовому насилию и укреплению семейных ценностей.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана