1978

Темпы роста

Главный город страны развивается и растет быстрее, чем планировалось, но это нормально для столь амбициозного проекта, считает аким Астаны Алтай КУЛЬГИНОВ. О планах социально-экономического развития столицы он рассказал на внеочередной сессии городского маслихата.

Темпы роста
Пятилетний план по вводу жилья в Астане выполнен за три года.

Как отметил аким, в 2001 году генеральным планом развития столицы предусматривалось, что население Астаны составит 850 тысяч человек только к 2030 году. В 2010 году этот показатель был скорректирован до 1,2 млн человек. Однако и этой чис­ленности столица достигла еще два года назад. В этом году в генеральный план будут внесены новые поправки. Пока же городским властям приходится работать на опережение. Поэтому, например, пятилетний план по вводу жилья в Астане выполнен за три года.

- Мы ежегодно строили более 3 млн квадратных метров жилья, - говорит Алтай Кульгинов. - Но в этом году мы сократили объем, поскольку за три года было построено 8,5 млн квадратных метров, а это был пятилетний план. Теперь мы должны обеспечить эти новостройки теплом, водой и электричеством.

По его словам, в текущем году будет завершено строительство еще 30 домов-долгостроев. Таким образом, к концу 2022-го решается вопрос 120 домов-долгостроев из 150.

- Перед нами стояла задача решить вопрос 16 тысяч семей дольщиков, - пояснил аким. - Это не просто цифры, это судьбы жителей столицы, которые на протяжении стольких лет скитались по съемным квартирам, хотя давно должны были заехать в свое собственное жилье. Завершение строительства долгостроев находится на контроле главы государства. К концу года количество дольщиков сократится до 2 тысяч семей.

Он рассказал, как выглядели долгострои, строительство которых теперь завершено: где-то был вырыт только котлован, где-то поднят каркас дома, который признали аварийным, и его пришлось полностью сносить и строить заново, не было финансового аудита, проектно-сметной документации, имелись факты двойных-тройных продаж.

Еще одна “традиционная” для столицы проблема, связанная с ростом населения, опережающим планы, - это нехватка школ. По словам градоначальника, до 2025 года будет создано еще 120 тысяч ученических мест, планируется построить 44 школы. В детальной планировке закреплено, чтобы в каждом районе (микрорайоне) были учебные заведения.

- Если в мае мы выпускаем более 8 тысяч детей, то в сентябре принимаем в первый класс более 25 тысяч, - отметил Алтай Кульгинов. - Чтобы планомерно снижать и не допускать появления школ с трехсменным обучением, необходимо строить ежегодно не менее десяти школ. К примеру, за три года их построили 34 на 70 тысяч ученических мест. Только в этом году создается свыше 23 тысяч мест. Мы приступили к строительству комфортных школ - крупногабаритных. Сейчас проектируем 20 на 80 тысяч ученических мест при двусменной системе обучения.

Алтай КУЛЬГИНОВ нашел поддержку среди депутатов столичного маслихата.

Он сообщил также, что в столице определили более 70 участков для строительства школ. Их площадь позволяет построить учебные заведения на 240 тысяч ученических мест. При этом, как подчеркнул аким, количество земельных участков, которые будут выделяться для строительства социальных объектов, ежегодно будет увеличиваться.

Отдельно аким рассказал о том, что в столице появились новые точки притяжения, где горожане и гости могут с комфортом и пользой для здоровья провести досуг. За последние годы в Астане благоустроено свыше 750 дворов и общественных пространств, таких как парки, скверы и бульвары. Там расположены бас­кетбольные и футбольные площадки, workout-зоны, места для тихого отдыха, арочные качели, сцены для творческих выступлений, скейт-зоны и многое другое.

Кроме того, в Астане продолжат развивать Интеллектуальную транспортную систему (ИТС). Она позволит повысить пропускную способность улично-дорожной сети, снизить задержки в движении транспорта, сократить время в пути.

- За счет использования ИТС в Астане скорость транспорта увеличена на 18%, среднее время в пути снижено на 20%, - доложил Кульгинов. - “Умные” светофоры позволяют выбрать оптимальный режим работы во время заторов, тем самым разгружая движение на дорогах. Интеллектуальными функциями у нас в городе оснащено более 40% светофорных объектов. Следующим этапом планируем охватить ИТС порядка 80% светофоров.

Ранее в столице была утверждена концепция Комплексной транс­портной схемы (КТС). Она, по словам акима, позволяет выработать единое техническое видение городского транспорта на десять и более лет с учетом ежегодного роста населения и увеличения трафика на дорогах. КТС также предусматривает увеличение количества новых автомобильных мостов, транспортных развязок, расширение улиц, пробивку дорог, существенную модернизацию общественного транспорта.

Рассказывая о строительстве стратегических объектов, Алтай Кульгинов опять вернулся к теме роста населения столицы, отметив, что за три-четыре года оно увеличилось на 300 тысяч человек - а это население целого города.

- Для этих людей необходимо создавать инженерную инфраструктуру: вода, свет, тепло, - сказал аким. - Как известно, ТЭЦ-3 - долгострой, более десяти лет строится. Подрядчику отправили уведомление, он увеличил темпы. Но и мощности ТЭЦ-3 будет недостаточно. Поэтому приступили к строительству трех газовых тепловых станций. Мощность каж­дой из них превысит мощность ТЭЦ-3. Газовые тепловые станции будем вводить в эксплуатацию поэтапно уже со следующего года. Кроме того, ведем проектирование и реконструкцию электрических подстанций “Наурыз”, “Жулдыз”, “Арай” и других.

Он отметил, что для системного решения вопроса с водоснабжением в прошлом году в столице приступили к строительству насосно-фильтровальной станции. НФС-3 позволит обеспечить питьевой водой будущие районы застроек. На сегодня город потребляет порядка 300 тысяч кубометров воды в сутки. Мощность новой НФС - свыше 100 тысяч кубометров. Работать она начнет уже к концу этого года - с 35 тысяч кубометров воды в сутки. На проектную мощность станция выйдет в 2023 году.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть