2453

И школа, и дом родной!

Мнения экспертов об идее размещать классы для первоклашек на первых этажах жилых комплексов

И школа, и дом родной!

На прошлой неделе аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ предложил размещать начальные классы государственных школ на первых этажах жилых комплексов. Это далеко не первая попытка освоить территории новостроек - в проектах/прожектах уже были поликлиники и детские сады. Логика очевидна: дефицит мест в школах - почти 20 тысяч. Надо же детей где-то учить. Только насколько уместен такой способ решить проблему? Вот что думают об этом сведущие люди.

Трудно представить

Елена МАЖИБАЕВА, учитель начальных классов:

- Школа - это отдельно стоящее огороженное здание. Ребенок, особенно маленький, чувствует себя здесь более защищенным. И это очень важно. Мы выходим во двор подышать воздухом. После уроков - встречать родителей. Я с трудом представляю, как все это будет организовано, если началку разместят в ЖК. Машины подъезжают, паркуются во дворе или возле, толпа... Разве это понравится жильцам?

Коллектив школы помимо учителей: охрана, медперсонал, технички, администрация - мы ведь не можем быть предоставлены сами себе. Они тоже будут размещаться здесь же, в ЖК? Сколько в таком случае будет кабинетов и помещений? Столовая? Есть в классе недопустимо: булочки или бутерброды привезли, дети перекусили - дизентерия, не дай бог. Уроки физкультуры, которые в теплое время года проводят на улице, а в холодное - в спортивном зале. Ученики и так все время сидят - у них будет еще меньше возможности двигаться.

А библиотека? Актовый зал? У нас какое-то мероприятие - мы должны будем ходить в основную школу? Чем дольше я рассуждаю, тем больше у меня вопросов. И я не могу найти ответы на них. К тому же жильцы будут против: дети - это шум, гам, особенно в началке. Мы же не заставим их молчать. Школы на первых этажах новостроек - не представляю, как это может выглядеть...

Конфликты неизбежны, но…

Салтанат МУРЗАЛИНОВА-ЯКОВЛЕВА, руководитель центра социальных инклюзивных программ:

- В Алматы огромный дефицит мест в школах, земли в городе нет, и строить новые негде. Поэтому я считаю предложение Досаева обоснованным. Другое дело, что существуют определенные СНиПы, регламентирующие строительство школ. Нужно заранее привести их в соответствие, чтобы была возможность открывать общеобразовательные учреждения на первых этажах жилых комплексов.

- Где в ЖК размещать спортивные залы? Столовые?

- По поводу залов можно договариваться с близлежащими школами и проводить уроки физкультуры там. Столовые? Это довольно сложно, но выход есть - доставка питания. Мне кажется, все это решаемо - вопрос именно в разрешительной документации. И не меньший - в жильцах тех новостроек, в которых размесят филиалы школ. Я сужу по личному опыту. Несколько лет назад мы открыли инклюзивный центр дополнительного образования как раз на первом этаже нового жилого комплекса. У нас занимаются обычные дети и ребята с особенностями развития. Основная проблема была в том, что наши воспитанники вели себя громче остальных, когда мы выходили гулять на детскую площадку.

Был момент, когда нам говорили: “Колесами инвалидных колясок вы портите резиновое покрытие во дворе”. Периодически возникали какие-то стычки. Сложности есть до сих пор, хотя постепенно мы смогли выстроить отношения с соседями. Но при строительстве школ на первых этажах новостроек это тоже нужно учитывать: с одной стороны - жильцы, с другой - ученики и их родители. Конфликты неизбежны. Это не значит, что идею можно похоронить, просто заранее продумать коммуникации и способы выстраивать диалог между двумя сторонами.

Никаких компромиссов!

Халида АЖИГУЛОВА, ассоциированный профессор права и юрист по правам человека:

- Я категорически против этого предложения. Оно нарушает международные обязательства Казах­стана, указанные в конвенции “О правах ребенка”, которую ратифицировала наша страна. В статье 3 данного документа говорится, что во всех действиях, связанных с детьми, государственные органы должны в первую очередь руководствоваться интересами ребенка. Я не вижу, чтобы в данном случае работало это правило. Наоборот, здесь есть интерес застройщиков и акимата.

В школах не хватает мест, а наверх нужно отрапортовать, что проблема решена. Что для этого сделать? Разрешить размещать начальную школу на первых этажах новостроек. Такой ценой мы боремся с последствиями многолетней политики акимата Алматы, который игнорировал проблему хаотичной застройки города.

Строительные нормы не просто перечень правил, а научно обоснованный подход, который применяется во всех цивилизованных странах. Сейчас их пытаются изменить, называя это красивым словом “либерализация”. Уверяют, что от этого всем будет хорошо. Кому будет хорошо? Крупным застройщикам и акиматам? Но уж точно не детям.

- Вам возразят: что же делать - нет свободной земли в Алматы, каждый клочок застроен. Где учить детей?

- Это не аргумент, особенно для страны, которая занимает девятое место в мире по территории. Я понимаю, если бы у нас вообще не было свободной земли. Но ведь это не так. Что делать? Не разрешать филиалы школ в ЖК, а возводить современные учебные заведения на отдельных свободных участках, соблюдая все правила и строительные нормы.

Конечно, эти школы появятся не в центре города. Давайте использовать пустующие земли в других районах, а чтобы дети могли туда добираться, запустим бесплатные школьные автобусы. Город должен расти вширь, а не вверх, как это происходит в Алматы. В вопросах защиты прав детей не должно быть компромиссов - это приоритет. Поэтому нельзя разрешать строительство школ на первых этажах новостроек.

И еще важный момент. Не нужно забывать о регионах, рассуждая о переполненных школах в Алматы или столице. Нам пора начать вкладывать деньги не только в города-миллионники, но и в небольшие населенные пункты. Если человеку создать благоприятные условия для жизни, он не захочет уезжать из своего поселка или маленького городка.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть