7369

Казахстанцы стали больше переводить деньги на заграничные счета. За 11 месяцев прошлого года переводы в зарубежные банки увеличились на 19 процентов. Законны ли эти операции, сейчас выясняет комитет госдоходов (КГД) Минфина.

Откуда деньжата?

- Комитет сейчас проводит работу по противодействию вывода капитала за рубеж и деофшоризации экономики. В рамках электронного обмена сведениями со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Национальным банком мы подписали многостороннюю конвенцию. Планируем с этого года начать обмен информацией с ОЭСР по финансовым счетам наших граждан более чем в 100 юрисдикциях, - заявил председатель КГД Марат СУЛТАНГАЗИЕВ в ходе брифинга.

Вместе с тем он сообщил, что возглавляемый им комитет располагает сведениями о 164 физических лицах, которые получили деньги из-за границы на общую сумму 45,3 млрд тенге. Средства поступили на банковские счета казахстанцев от нерезидентов в виде займов, дивидендов, вознаграж­дений, средств от продажи имущества. С этой суммы налоговики уже взыскали 68 млн тенге - индивидуальный подоходный налог с доходов от прироста стоимости при продаже недвижимости, ценных бумаг, доли участия в юридическом лице, в виде дивидендов из источников за пределами страны и прочего.

По просьбе журналистов Султангазиев прокомментировал критику главы антикоррупционной службы Алика ШПЕКБАЕВА, назвавшего КГД одним из госорганов, который не прилагает особых усилий в борьбе с коррупцией:

- Действительно, есть такая неприглядная статистика в отношении КГД. Чтобы решить эту проблему, мы сейчас проводим автоматизацию всех бизнес-процессов. 37 из 44 государственных услуг уже автоматизированы, 98,9 процента деклараций сегодня представляются в электронном виде. Почти 60 процентов импорта проходит по зеленому коридору, где явки в органы госдоходов не требуется. Это значительно сокращает коррупциогенность.

Чтобы минимизировать прямые контакты с налоговиками, КГД запустил аккаунты в мессенджерах и соцсетях, а также call-центр, который ежедневно принимает до 2000 телефонных обращений. По словам главы ведомства, в прошлом году коррупционные правонарушения выявили в профильных департаментах Алматинской, Жамбылской и Восточно-Казах­станской областей.

Вместе с тем комитет госдоходов, отметил он, старается мотивировать своих сотрудников на честный труд, поощряя премиями, долгосрочными отпусками, командировками и учебными курсами.

- Эти меры постепенно влияют на снижение уровня коррупции. Если в 2018 году было 50 задержаний, то в 2019-м - 34, а в 2020-м - 25. Общая численность нашего комитета 11 700 человек, - поделился главный налоговик страны.

Отвечая на вопрос медийщиков о том, как ведомство борется с предпринимателями, уклоняющимися от налогов, Султангазиев призвал граждан активно вовлекаться в борьбу с теневой экономикой, в частности участвовать в проекте “Гражданский контроль - требуй чек”. Проект предполагает, что граждане будут сообщать через мобильное приложение Wipon о фактах невыдачи чека в торговых точках и в сфере услуг. Поступило уже 16,5 тысячи сообщений, из которых 5,5 тысячи подтвердились. Заявителям КГД в качестве поощрения выплатил в общей сложности 4,5 млн тенге.

Султангазиев также рассказал, что для удобства налогоплательщиков - физических лиц - разработано мобильное приложение Е-Salyq Azamat, позволяющее оплачивать налоги на собственность онлайн без заполнения реквизитов, проводить автозачеты в течение двух минут. Количество пользователей налогового кошелька уже превышает 130 тысяч человек.

- Для индивидуальных предпринимателей сейчас разрабатывается приложение E-Salyq-business. Предусматривается также упрощение регистрации и закрытия ИП, представления налоговой отчетности, исключение комиссии и оплаты услуг операторов фискальных данных, - рассказал глава комитета госдоходов.

Журналисты поинтересовались, почему ряд правозащитных неправительственных организаций подвергся внезапным налоговым проверкам накануне парламентских выборов. НПО получили извещения налоговых органов о выявленных нарушениях порядка представления сведений о получении денег из-за рубежа. В итоге деятельность некоторых из них приостановили на три месяца, некоторых оштрафовали. Общественники же утверждали, что нарушения касались несвоевременных или неточных уведомлений о сдаче отчетности по полученным грантам от международных доноров, а также технических сбоев. У многих организаций неточности появились из-за разницы валютного курса или предоставления сведений в соответствии с договором, а не по факту поступления средств.

- Это не проверка, а камеральный контроль. Если своевременно отчет не представлен либо представлен с искаженными данными, то это уже образует состав для возбуждения административного производства. Вместе с тем для всех НПО в соответствии с КоАП есть возможность в установленные сроки обжаловать принятое решение на уровне района. Можно представить жалобу как в судебные органы, так и в вышестоящие госорганы, то есть департаменты госдоходов по городам и облас­тям, - ответил Султангазиев.

НПО, отметил он, - это некоммерческие организации, которые не имеют цели извлечения доходов и должны уведомлять о расходовании денег и имущества, полученных от иностранных государств, международных и зарубежных организаций. Глава КГД подчеркнул, что комитет проводит камеральный контроль деятельности НПО регулярно. Так, в 2018 году нарушения выявили в четырех организациях, в 2019-м - в шести, в 2020 году - в 16.

- Данный состав правонарушения - непредставление отчетности либо недостоверное отражение - является формальным. Но ввиду того что у нас Административным кодексом предусмотрен по данным формальным основаниям штраф, мы будем применять данные штрафы. Человек, выявивший это, обязан заполнить протокол, - подчеркнул Султангазиев.

По его словам, законодательства таких развитых стран, как США, Великобритания, Израиль, преду­сматривают аналогичные нормы для НПО.

- За неотражение в налоговой отчетности полученных денежных средств штрафы в этих странах гораздо больше. В США, насколько я помню, до 10 000 долларов доходят. НПО должны быть максимально прозрачными и, наверное, более законопослушными, чем все другие субъекты, - заключил глава КГД.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан

А тем временем

Блокада снята

Департамент госдоходов (ДГД) Алматы отменил решение о приостановлении деятельности ряда правозащитных организаций.

Речь идет об общественном объединении “Эхо”, фонде “Меж­дународная правовая инициатива” и Казахстанском международном бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) (см. “Атака на правозащитников?”, “Время” от 26.1.2021 г.).

В минувший четверг, рассмот­рев жалобу КМБПЧиСЗ на постановления Ауэзовского районного управления госдоходов, городской ДГД принял решение удовлетворить ее. Постановления о наложении штрафов на указанные правозащитные организации (в частности, у КМБПЧиСЗ сумма составляла 800 МРП, или около 2,3 млн тенге) и приостановлении деятельности НПО были отменены в связи с малозначительностью правонарушения.

Аналогичная история произошла и в столице, где городской ДГД прекратил производство по делу против общественного фонда “Правовой медиацентр” за отсутствием в действиях НПО состава правонарушения. Чуть ранее то же самое было сделано в отношении фонда “Еркіндік қанаты” и международного центра журналистики MediaNet, которым также предъявляли претензии по поводу отчетности о финансировании из иностранных источников.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть