Атака на правозащитников?
В Казахстане приостановлена деятельность ряда некоммерческих правозащитных организаций.
Впервые о претензиях к неправительственным организациям (НПО) в сфере защиты прав человека стало известно в декабре прошлого года (см. “Под прессингом”, “Время” от 2.12.2020 г.). Дело в том, что в 2016 году были внесены изменения в законодательство, предусматривающие дополнительную налоговую отчетность для субъектов, получающих финансирование из иностранных источников, если их деятельность связана с оказанием правовой помощи, проведением различных социологических опросов, со сбором, анализом и распространением соответствующей информации. Общественники с недоумением отнеслись к нововведению (отчетность НПО намного полнее и детальнее, чем отчетность коммерческого сектора), однако выполняли требования.
- Четыре года все было тихо, но в августе-сентябре прошлого года органы госдоходов начали проверку по случайному совпадению наиболее активных и независимых структур, занимающихся наблюдением за выборами, политическими правами и свободами граждан и оказывающих поддержку журналистам. В ходе этой непонятной проверки налоговики установили у нас некие расхождения в цифрах и формах, - рассказал Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), которого коснулась нынешняя санкция. - У нас организация большая, много разных проектов. Соответственно, ежеквартальные отчеты составляют от 200 до 500 страниц. Если отчетность сдается раз в квартал, то за четыре года это несколько тысяч, если не десятков тысяч страниц. И в этих десятках тысяч страниц отчетов нашей организации они нашли четыре расхождения в цифрах. Например, мы получили грант от управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Заключили договор в начале года на год и в течение 10 дней отчитались о получении денег. Но в конце года мы не все деньги израсходовали и вернули их управлению. В отчете мы это указали, но налоговая нам сказала, что мы должны были тот отчет о получении денег сдать еще раз за минусом возвращенной суммы.
Сразу же после получения уведомления о нарушениях КМБПЧиСЗ, по словам Жовтиса, в рамках камерального контроля скорректировало отчеты и направило их в управление госдоходов. Тем не менее через пару дней управление госдоходов Ауэзовского района Алматы составило в отношении правозащитного бюро протоколы о нарушениях. Причем налоговики выписали отдельные протоколы за каждое выявленное расхождение, хотя законодательство такого не предусматривает.
За нарушение налоговой отчетности предусмотрены штраф в размере 200 МРП и приостановление деятельности НПО на три месяца. В случае с бюро общая сумма штрафа составила 800 МРП (2,3 млн тенге), а его деятельность приостановлена до 15 апреля.
Жовтис полагает, что постановления в отношении всех попавших в жернова НПО писались по одному шаблону: предписания о приостановлении деятельности им выписывали в разные дни, однако дата окончания санкции у всех одна и та же.
- При этом во всех документах одна и та же ошибка: пишут, что мы субъекты... малого бизнеса, и ссылаются на Предпринимательский кодекс, - заметил собеседник.
Аналогичные решения в ближайшее время могут быть приняты в отношении еще более десятка казахстанских НПО. Правозащитники уверены в своей правоте и намерены отстаивать права, в том числе в судебных органах.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы