2360

Хотим всё знать!

Большое количество фейков в интернете - из-за проблем с доступом к информации, считают эксперты

Хотим всё знать!
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА.

Генеральная Ассамблея ООН в прошлом году провозгласила считать 28 сентября Международным днем всеобщего доступа к информации. Ровно через год кластерное бюро ЮНЕСКО в Казахстане в ознаменование этой даты организовало онлайн-конференцию с участием представителей Министерства информации и общественного развития (МИОР), НПО, уполномоченного по правам человека в нашей республике, а также сотрудников профильных ведомств и общественных организаций других стран Центральной Азии.

Обсуждая ситуацию с доступом к информации в нашей стране, уполномоченный по правам человека в Казахстане Эльвира АЗИМОВА заявила, что потребность населения в информации многократно возросла с наступлением пандемии COVID-19, но государство не смогло эту потребность удовлетворить.

- Это еще раз показывает, что в том виде, в каком закон о доступе к информации предусматривает предоставление информации, которая на регулярной основе независимо от обращений граждан должна размещаться, она недостаточна, - сказала омбудсмен. - Нужно пересмотреть сам подход. Необходимо четко предусмотреть обязанности центральных и территориальных органов в этой части. Также необходимо пересмотреть сами технологические процессы, потому что информационные компоненты веб-портала электронного правительства в том виде, в каком они существуют, у населения не пользуются спросом.

Президент международного фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамара КАЛЕЕВА тоже отметила, что, несмотря на проводимую властями работу, в области свободы доступа к информации у нас имеется ряд проблем, которые во время пандемии коронавируса только усилились. Например, граждане не всегда могут получить оперативную и достоверную информацию по тем или иным актуальным вопросам, что порождает слухи и сплетни, а это, в свою очередь, чревато уголовной ответственностью за распространение заведомо ложной информации.

- Когда только началась пандемия, Верховный комиссар ООН по правам человека говорил о том, что она не должна стать средством борьбы с инакомыслием. Не знаю, как в других странах нашего региона, но в Казахстане эта рекомендация не была услышана, - считает правозащитница. - И вовсю используется ранее практически невостребованная статья 274 (распространение заведомо ложной информации) Уголовного кодекса. По официальным данным, Министерство внутренних дел за первый месяц чрезвычайного положения возбудило 80 уголовных дел по распространению заведомо ложной информации. Мы смотрели, против кого они возбуждены и чем это закончилось. Люди, не имеющие достоверной информации, делятся в различных сетях: кажется, будет то-то и то-то. Их вычисляют и наказывают, чаще всего штрафами. Но где же тут заведомость? В этих фейках заведомости очень скромный процент, и я не уверена, что большинство это просчитывали.

Проблемы возникают и у журналистов, которые в период пандемии (и не только) не имеют возможности получать тот объем информации, который нужен, чтобы своевременно и достоверно информировать общество. В частности, пресс-службы далеко не всегда отвечают на официальные запросы СМИ, некоторые суды не допускают журналистов на открытые онлайн-процессы, ведущие онлайн-брифингов не передают спикерам задаваемые корреспондентами вопросы, модераторы онлайн-мероприятий отключают журналистам микрофоны или вовсе удаляют их с конференций и т.д.

- Откуда достоверную информацию тогда брать? И чему тогда удивляться, что фейки появляются? То есть нам необходимо менять законодательство и правоприменительную практику, - полагает Калеева.

Между тем директор департамента развития коммуникаций государства и общества МИОР Бекзат РАХИМОВ в своем выступлении сообщил, что законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о доступе к информации разработан и уже находится в парламенте.

- Вносимые изменения направлены на решение следующих задач, - пояснил представитель Мин­информации. - Первая - усиление контроля и ответственности. Для этого предлагается определить уполномоченный орган в области доступа к информации и его компетенцию. А в каждом государственном органе будет определено либо должностное лицо, либо структурное подразделение, которое будет внутри этого гос­органа заниматься обеспечением и контролем доступа к информации. Законопроектом также предусматривается внесение ежегодно главе государства отчета о состоянии сферы доступа к информации. Отчет будет отражать не только анализ состояния, но и общественную оценку информационной открытости, а также предложения и рекомендации, разработанные в тандеме с гражданским сектором. Вторая задача - расширение сферы применения закона. В частности, предлагается отнести к обладателям информации исполнителей функций центральных и местных органов, распространить обязательства по размещению открытых данных и наличию блогов первых руководителей на организации квазигосударственного сектора.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайтов informburo.kz и atameken.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть