2771

Не бери и не давай - и в стране наступит рай?

С коррупцией в Казахстане нужно бороться не только в государственном секторе, но и в частном, иначе это зло никак не искоренить, считают эксперты. И сейчас уже разрабатывается соответствующий законопроект, сообщила исполнительный директор общественного фонда “Центр исследования правовой политики” Татьяна ЗИНОВИЧ в ходе состоявшейся на днях общественной онлайн-дискуссии “Коррупция и бизнес: проблемы и методы их решения”.

Не бери и не давай -  и в стране наступит рай?

Прежде всего отметим, что в видеоконференции, организованной народными коммунистами, не смогли принять участие представители антикоррупционной службы, хотя от них было заявлено два человека. Видимо, где-то ловили взяточников в это время... А просидевший по ту сторону экрана почти целый час представитель департамента полиции Алматы комментировать предложения экспертов не мог: не их, полицейских, это компетенция. Тогда зачем, спрашивается, принимал участие? Возможно, был делегирован для наблюдения за общественным порядком - мало ли что кто-то может ляпнуть...

Но обратимся к самой конференции. Наибольший интерес вызвало выступление эксперта Татьяны Зинович.

- Казахстан присоединился к Стамбульскому плану ОЭСР, в рамках которого проходит оценку по плану действий против коррупции (как известно, наша страна давно мечтает попасть в Организацию экономического сотрудничества и развития. - Е. Т.). Стамбульский план - это инициатива стран Восточной Европы и Центральной Азии, он существует для того, чтобы помочь этим государствам привести законодательство и правоприменительную практику в соответствии с международными стандартами, - напомнила Зинович. - Проще говоря, ОЭСР - это клуб самых развитых стран. А получилось у этих государств стать такими, потому что они прописали в законодательстве своих стран регулирование вопросов, связанных с коррупцией. Проблема же Казахстана в том, что мы все время пытаемся противодействовать коррупции, а не искоренять ее! Да, у нас есть органы, которые расследуют коррупционные преступления, но на системном уровне мы не решаем эти проблемы.

И не нужно здесь изобретать колесо и искать свой особый путь, считает эксперт: международная организация может предоставить нам лучший опыт, ведь она собрала концентрат всего самого действенного для искоренения коррупции на разных уровнях.

Другая проблема Казахстана в том, что высокоуровневая коррупция есть и в частном секторе, который не охвачен антикоррупционным законодательством. А между тем...

- … За рубежом не разделяют понятий “государственная коррупция” и “частная коррупция”. Ведь коррупция - она везде коррупция: это злоупотребление должностным положением и своими полномочиями для извлечения собственной выгоды. А чтобы искоренить ее, не важно, кто является должностным лицом - частное или государственное. Поэтому правила противодействия коррупции должны быть универсальными для всех, - уверена Зинович.

Кстати, напомним, что сектор малого и среднего бизнеса в Казахстане защищают от излишних проверок для их развития и процветания. Это, как вы понимаете, не упрек и не сожаление, а констатация положения вещей.

- Мы, как группа исследователей, предлагаем в квазигосударственном и частном секторах создавать комплаенс-группы*, которые будут проводить проверку на добросовестность, соблюдение этических стандартов, на противодействие мошенничеству и злоупотреблению полномочиями. Особенно это должно касаться тех компаний, которые участвуют в госзакупках, получают финансирование от государства, - продолжила Зинович.

Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией предполагает проведение регулярного мониторинга, в ходе которого международные эксперты предлагают свои рекомендации. Пока мы не выполним эти рекомендации, мы не сможем стать членами ОЭСР. При этом Казах­стан проходит этот мониторинг уже 12 лет!

- Если вы посмотрите, какие рекомендации Казахстану давали в первом и втором раундах мониторинга и что мы видим сейчас, в четвертом раунде, то поймете, что многие рекомендации так и не были выполнены с самого начала, - отметила глава общественного фонда. - Например, не отменен денежный порог для установления ответственности в получении или даче взятки. Хотя ведь и незначительная сумма - все равно коррупционное преступление! Нет полноценной комплексной системы по противодействию коррупции. Каждый раз международная мониторинговая группа приезжает в Казахстан - и каждый раз повторяет одни и те же рекомендации. Удивительно, что Казахстан сам присоединился к этой инициативе, это было нашей доброй волей!

Впрочем, достижения тоже есть. ОЭСР рекомендовала Казахстану обеспечить доступ к информации, и в 2015 году был принят соответствующий закон. Другой вопрос, выполняется ли документ на практике. Еще один плюс: при содействии Агентства по противодействию коррупции возвращена практика проверки законодательных актов на коррупционную составляющую, уже есть такая процедура.

- Сейчас Агентство по противодействию коррупции готовит предложения к проекту закона “О внесении изменений и дополнений по вопросам противодействия коррупции”. Законопроект еще не готов, пока обсуждают только концепцию. Мы ее запросили, чтобы тоже посмотреть, внесли ли рекомендации международной организации, - поделилась с нами своими ближайшими задачами Татьяна Зинович. - Пока отправили свои предложения, и частично с нашими доводами согласились. Если не добьемся успеха, будем работать уже с мажилисом парламента в рабочей группе, чтобы там продвинуть рекомендации ОЭСР.

Екатерина ТИХОНОВА, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы

Кстати

Лучшие из худших

В январе этого года глобальное антикоррупционное движение Transparency International (TI) опубликовало индекс восприятия коррупции (CPI) за 2019 год. Казахстан, как ни странно, занял в нем достойное место.

В рейтинг попали 180 государств. Они получили оценки от 0 до 100, где ноль - уровень коррупции высокий, а 100 - низкий. Казахстан набрал 34 балла и занял 113-е место (оказавшись в компании с Замбией, Непалом, Сальвадором, Свазилендом и Филиппинами). Но, как выяснилось, это лучший показатель среди стран Центральной Азии.
- Большинство постсоветских стран находятся значительно ниже Казахстана: Молдова заняла 120-е место с 32 баллами, Украина, Азербайджан и Кыргызстан расположились на 126-м месте - 30 баллов. У России 137-е место с 28 баллами. Таджикистан и Узбекистан заняли 153-ю позицию с 25 баллами, Туркменистан - 165-е место с 19 баллами, - сообщил, комментируя результаты рейтинга, на брифинге в Нур-Султане в минувшем январе первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Олжас БЕКТЕНОВ.

Поделиться
Класснуть