3074

Лекарства против страха

В правительстве назвали три причины острой нехватки медпрепаратов, которыми лечат и сами лечатся больные коронавирусом. И одна из них - “казахстанцы сами виноваты”

Лекарства против страха

Об этом в минувшее воскресенье вечером на внеплановом совместном онлайн-брифинге рассказали вице-премьер Ералы ТУГЖАНОВ и министр здравоохранения Алексей ЦОЙ.

Первая причина - это мы...

Первая причина дефицита препаратов - повышенный спрос, граничащий с нездоровым ажио­тажем, со стороны населения. Люди массово скупают по 10 упаковок одного и того же лекарства. По словам Тугжанова, если за весь минувший май в Алматы продали 50 тысяч упаковок парацетамола, то теперь его ежедневно (!) скупают по 100 тысяч штук! И если раньше аптеки за год продавали около 100 тысяч градусников, то сейчас это количество раскупают за неделю. При этом число заболевших ОРВИ, коронавирусом и пневмонией в разы меньше, чем то количество препаратов, которое ежедневно раскупается на рынке.

Во-вторых, свою лепту вносят спекулянты, которые скупают лекарства у фармацевтов, а затем перепродают втридорога по объявлениям в интернете.

- Президентом даны поручения правоохранительным органам, и конкретный факт по выявлению таких случаев у нас уже зафиксирован в Шымкенте. Лица, которые задержаны по скупкам и перепродаже лекарственных препаратов, будут наказаны! - заявил Тугжанов.

В-третьих, отечественное производство покрывает только 13 процентов лекарств, все остальное импортируется. Это тоже влия­ет на страновую обеспеченность ими.

Но чиновники заверили, что все дефицитные препараты появятся в аптеках уже на этой неделе. По словам вице-премьера, на рынок уже поступило более 800 тысяч упаковок парацетамола, а в ближайшую неделю ожидается поставка еще 900 тысяч. А еще аптеки получили 70 тысяч упаковок ингавирина. Отгрузка антибиотиков также началась.

Сами себе доктора

А министр здравоохранения напомнил, что у каждого препарата есть десятки зарегистрированных аналогов. И даже перечислил названия:

- Большое количество жаропонижающих препаратов имеет аналоги на рынке. Вот парацетамолсодержащие препараты: панадол, ингрипп, антифлю, антигриппин, тайлол, комбигрипп, максигриппин, неофлю, аскофен, фервекс и много других препаратов, зарегистрированных в Казахстане. Все они содержат парацетамол и могут приниматься для снижения температуры.

- Все они есть на прилавках, однако наши граждане ищут только под названием “парацетамол”, - посетовал Цой.

Глава Минздрава привел и 30 аналогов антибактериального препарата ЦЕФ-триаксон - это цефаксон, аксон, белацеф, севацеф, сертоцеф, ротацеф, медаксон, зибан, рацифин и так далее.

- У противовирусного препарата ингавирин, который все активно ищут, есть 23 аналога, среди которых кагоцел, грипповил, - добавил он.

При этом министр призвал казахстанцев не заниматься не­оправданным и безудержным самолечением на панике и страхе. Лекарства, по его словам, нужно принимать только при ярко выраженных симптомах, например, при высокой температуре, и по назначению врача. Многие же граждане, поддаваясь паническим настроениям, начинают принимать по пять-шесть различных антибиотиков одновременно, чем могут серьезно себе навредить, тем более если у них есть хронические заболевания, предупредил Цой.

Глава Минздрава прокомментировал статью в американской The New York Times, в которой Казахстан назвали лидером в мире по темпам распространения коронавируса за последние две недели и отнесли нашу страну к “тревожной зоне”:

- Как вы знаете, сейчас мы ведем общий подсчет количества заразившихся. То есть симптомных, бессимптомных считаем вместе, потому что независимо от наличия или отсутствия симптомов эти пациенты являются заразными, и они требуют особого внимания. Поэтому, изменив данные подходы в статистике, у нас изменилось количество выявленных пациентов в цифровом выражении. При этом ежедневное выявление находится в стабильном режиме - порядка 1,5 тысячи новых случаев в день, то есть резкого всплеска за последние две недели у нас нет. На данной карте (в The New York Times) указано отклонение за последние две недели. То есть если сейчас за две недели у нас не будет резких в два-три раза скачков, резких вспышек, то эта карта, соответственно, закрасится в другой цвет, и мы вернемся в прежний список, мы войдем в нормальное русло.

Цой также отметил, что пока в регионах Казахстана справляются с потоком больных без использования стадионов, но все может измениться в считаные минуты.

- Общие сети здравоохранения перепрофилированы в больницы. Сейчас перепрофилируют частные, ведомственные службы. Но во многих местах готовят стадионы. Они не функционируют, а в режиме готовности: если потребуются дополнительные резервные койки, они будут задействованы. То есть стадионы - это уже крайняя мера, когда не хватает коек. Мы с запасом прочности готовим наши регионы к большим вспышкам. Может быть, их и не будет. Но мы должны быть гарантированно готовы к любому развитию событий! - сказал главный врач страны.

Понять и потерпеть

Напоследок вице-премьер Туг­жанов посоветовал, что делать казахстанцам, оставшимся без работы на время нынешнего двухнедельного карантина:

- Любая компания, работодатели могут своих сотрудников держать на удаленном формате работы. Временно оставшиеся без работы могут обратиться в центр занятости, где имеются свободные рабочие места. Срок карантина - две недели, поэтому я прошу потерпеть! И хочу обратиться ко всем работодателям: принимайте все необходимые меры в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, спикеры брифинга заверили, что все обещанные врачам доплаты за работу в борьбе с COVID-19 сохраняются. Согласно данным Минздрава 11,5 процента всех казахстанских больных коронавирусом - это медработники.

Тогжан ГАНИ, фото azh.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть