2074

Доверьте женщинам посты

В то время, как парламент страны рассматривает поправки в выборное законодательство, предусматривающие обязательную 30-процентную квоту для женщин и молодежи в избирательных партийных списках, Альянс женских сил Казахстана (АЖСК) начал свою кампанию по увеличению количества женщин в политике. В объединении выступают за паритетность представительства обоих полов в общественно-политической жизни страны.

Доверьте женщинам посты
Фото: ludirosta.ru

По официальным данным, сегодня в Казахстане насчитывается 9,7 млн женщин, что составляет 52 процента населения страны. При этом, согласно отчету Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике, в 2019 году в парламентском корпусе страны работали всего 34 женщины, или 22 процента от общего числа депутатов. Аналогичный процент женщин зарегистрирован и в местных представительных органов - маслихатах. Доля женщин среди политических государственных служащих составляла 11,7 процента, причем среди госслужащих корпуса «Б» – 55,7 процента, а корпуса «А» - всего 3,3 процента.

Как результат, за последние семь лет наша страна в рейтинге Глобального индекса гендерного развития Всемирного экономического форума (ВЭФ) потеряла 40 позиций, скатившись с 32 места (2013 год) на 72 место (2020 год), отмечают в АЖСК. Наиболее существенное падение отмечено в подгруппе «Политические права и возможности» - здесь Казахстан занимает 106 место из 149 стран мира.

Мажилис на минувшей неделе одобрил пакет изменений и дополнений в законы о политических партиях и о выборах, которыми предусматривается введение 30-процентной квоты для молодежи и женщин в избирательных списках парторганизаций. Однако АЖСК считает, что необходимо разделить гендерный и возрастной подходы при формировании таких списков. В ассоциации убеждены, что мужчины и женщины должны быть представлены в партийных списках кандидатов в депутаты в равном соотношении - 50 на 50. Кроме того, альянс предлагает в каждой гендерной группе - и среди мужчин, и среди женщин - предусмотреть 10-процентные квоты на представленность молодежи. Соответствующую онлайн-петицию, запущенную несколько дней назад, уже подписали несколько тысяч человек, из которых более 10 процентов - мужчины.

Но в парламенте предложения организации не поддержали. В ходе развернувшейся по этому поводу в соцсети дискуссии руководитель рабочей группы, депутат мажилиса от партии Nur Otan Снежанна ИМАШЕВА сообщила, что большинство все же высказалось в пользу 30-процентной квоты для женщин и молодежи. По ее мнению, увеличение количества женщин в парламенте и маслихатах вряд ли даст качественный результат, поскольку там могут оказаться случайные люди.

«… Я привела в пример одну из стран Латинской Америки, где в начале 90-х были введены квоты для женщин, однако результаты этого опыта были не утешительными, так как большинство мест в парламенте заняли жены и родственницы мужчин политиков и олигархов, и они не были озабочены обсуждением насущных вопросов, важных для активисток. Благая идея, в сущности, оказалась выхолощенной (материал выдал GOOGLE). Вот почему я выразила опасение, что в погоне за рейтингами не получим ли и мы ситуацию, когда в списках кандидатов окажутся случайные люди, только по признаку родства и свойства (дочери, жены, сестры, қудағи политиков и бизнесменов). Это был только пример, а не аргумент», - выразила свою точку зрения депутат.

Однако председатель Альянса женских сил Казахстана Раушан САРСЕНБАЕВА говорит, что работа в этом направлении продолжится, тем более что окончательно решение еще не принято – законопроект будет обсуждаться в сенате.

- В Казахстане 52,3 процента населения составляют женщины, – отметила глава АЖСК. – Они представляют 40 процентов ВВП. Более 42 процентов их в малом и среднем бизнесе. Более 9,1 процента – в крупном бизнесе. Более 51 процента болашаковцев – женщины. И это мы не говорим о многих других отраслях, например, о журналистике, где большинство - женщины, только руководители – мужчины. То есть оправдание, что мы даем женщинам квоту в 30 процентов и этого достаточно, – блеф. И говорить о том, что у нас недостаточно населения, которое бы участвовало в выборах – тоже блеф. Мы должны предоставить девушкам, женщинам право выбора. Сидеть дома и воспитывать детей – это право женщины. Но она должна быть уверена в том, что если она пойдет делать политическую карьеру, ей не будут чинить препятствия.

Закладывая законодательные нормы, мы сейчас создаем возможности для молодого поколения, которые будут строить будущее Казахстана. И если мы где-то создаем искусственные барьеры, то выход всегда один – или протест, или уход в подполье, - полагает Сарсенбаева. - «Благодаря» таким барьерам люди и уезжают из страны. Но я не хочу, чтобы, например, моя дочь или внучка уезжали. Я хочу, чтобы им были предоставлены такие права и возможности, чтобы они комфортно жили в своей стране. Хочу, чтобы все женщины знали, что у них есть равные возможности. Так что мы продолжим работу, тем более что нас поддержала общественность.

По ее словам, АЖСК намерен добиваться увеличения представленности женщин и в других сферах политической жизни – в правительстве, местных исполнительных органах и т.д.

- Женщины идут в политику, потому что они действительно социально активны и хотят что-то изменить, - говорит Раушан Сарсенбаева. – Природная суть женщины, ее отношение к жизни совершенно иное, чем у мужчины: она более ответственна за многие проблемы, она принимает их близко к сердцу, пропускает через себя и быстрее находит пути решения. Поэтому женщин нужно продвигать в политику.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть