3999

Дефицит нам не грозит

Как закрытие границы с КНР скажется на торговом рынке и прилавках Алматы?

Дефицит нам  не грозит

Казахстан согласно решению правительства, принятому на минувшей неделе, полностью прекратил сообщение с Китаем, где лютует коронавирус: сначала автомобильное, затем - железнодорожное и вот вчера - воздушное. Нетрудно предположить, что в связи с этими профилактическими мерами будет ограничен и двусторонний товаропоток. И первыми в Казахстане это, скорее всего, ощутят жители Алматы: он ближе всех других городов страны расположен к госгранице с соседним государством. К каким последствиям это может привести, выяснял наш корреспондент.

Одно дело усилить контроль на границе и совсем другое - отгородиться от соседа, пусть и временно. Ведь пересекают границу не только люди, но и всевозможные товары, в том числе продукты питания. На них мы и сделали акцент. Без новой рубахи, стола или электрочайника прожить можно и месяц, и два, и полгода. А вот без мяса или молока...

Что по этому поводу думают экс­перты?

Даулет АСЫЛБЕКОВ, начальник отдела аналитики и реализации программ палаты предпринимателей Алматы:

- Китай - один из основных торговых партнеров Казахстана и играет огромную роль в экономике Алматы. Доля КНР во внешней торговле нашего мегаполиса составляет 19,9 процента: 18,7 процента в экспорте и 20,2 процента в импорте. Причем ранее доля Китая в импорте Алматы достигала 32 процентов, но в последнее время Россия очень сильно нарастила объемы поставок. Конечно, снижение деловой активности в соседней стране, закрытие центра приграничного сотрудничества “Хоргос” и ряда КПП на границе КНР с Казахстаном будут иметь скорее негативный эффект для экономики страны, но в основном затронут горнорудную и нефтяную промышленность.

Если анализировать экспорт товаров из Алматы, то, за исключением пшеницы (19,6 млн долларов США за 11 месяцев 2019 г.) и рапсового масла (28,1 млн долларов), все остальные крупные товарные позиции вывоза - сырье и полуфабрикаты минеральных руд или сырая нефть. Добавим к этому снижение цен на сырье на мировых фондовых рынках, которое мы наблюдаем из-за ситуации с коронавирусом. Как итог, по нашим расчетам, ожидается снижение экспорта на 60 млн долларов при закрытии границы с КНР на месяц.

Что касается китайского импорта в Алматы, то его объем за 11 месяцев 2019 года превысил 2,5 млрд долларов. Основные товарные позиции, по которым импортирует наш город, - машины и оборудование (больше половины ввоза), изделия из пластмассы и каучука и металлические изделия. Что касается продовольственных товаров, то их мы закупили на 42,7 млн долларов. Что в основном привозят в Алматы из Китая? Орехи (на 1,6 млн долларов), фрукты (абрикосы, персики и прочее - на 2,3 млн долларов), макаронные изделия (2,1 млн долларов), консервированные томаты (9,3 млн долларов), консервированные фрукты (2,3 млн долларов), соки фруктовые (2,1 млн долларов) и готовые соусы (3,4 млн долларов).

Конечно, сокращение объемов торговли может привести к росту цен на продукты. Но, я думаю, негативное влияние ситуации с коронавирусом на рост цен немного преувеличено. Во-первых, многие продовольственные товары (за исключением фруктов и орехов) производят в Казахстане. Сейчас действует программа экономики простых вещей, одна из целей которой - импортозамещение. Фрукты и орехи можно поставлять из стран Центральной Азии, с Кавказа или из Ирана. С другой стороны, у наших производителей появится возможность нарастить объемы продаж. Большинство предприятий в стране загружены только на 50 процентов мощностей, а значит, у них есть хороший потенциал. Основной отрицательный эффект видится именно в снижении экспорта: учитывая его структуру, при негативном сценарии можно ожидать сокращения роста экономики на 0,2-0,4 процента.

В общем, с голоду не умрем. Хоть такой повод для радости, если не вспоминать, что мы умудряемся импортировать из Китая консервированные помидоры. И свежие, кстати, мы тоже покупаем в Поднебесной. Когда начинаешь перечислять в уме, а что же еще китайского есть в наших продуктовых магазинах, то в голову сразу приходят апельсины или огурцы. К примеру, ассортимент в маркетах крупнейшей в стране торгово-розничной сети Magnum тому подтверждение. Доля китайских продуктов занимает небольшую часть, это в основном как раз овощи и фрукты, но и их не более шести процентов в общем объеме продаж томатов, огурцов или апельсинов. Представители сети говорят, что ситуация не особо отразилась на продаже, тем более что всегда можно воспользоваться альтернативными предложениями других стран: купить мандарины можно в Пакистане, Марокко или Грузии, а помидоры - в родном Казахстане.

Хорошо, мы не сильно зависим в продуктах питания от Китая. Но не возникнут ли проблемы, например, с упаковкой, теми же тетрапаками или стаканчиками для йогуртов?

Динмухамет АЙСАУТОВ, представитель Молочного союза Казахстана в южном регионе:

- Казахстан не завозит из Китая ни сырье для производства, ни сами молочные продукты. Что касается упаковки, то крупные производители, как правило, поставляют ее из России. Не исключаю, что мелкие производители закупают тару в Китае - за всех мне сложно говорить. Но в таком случае они будут искать возможности переключиться на альтернативные варианты. Но не думаю, что это всерьез может отразиться на рынке.

Кстати

- С 1 февраля в Алматы усилен санитарно-карантинный конт­роль над всеми международными авиарейсами, сообщила пресс-служба городского акимата. Все воздушные суда из Китая прибывали на отдельную стоянку, пассажиры и экипаж проходили в специальную зону, не связанную с общим терминалом аэропорта.

- Кроме того, рассказали в акимате, после ужесточения контроля и ответственности за ценовой сговор при реализации медицинских масок с их покупкой у алматинцев больше не должно возникать проблем. Маски есть и продаются по тем же ценам, что и обычно.

Дословно

Рожки да картошка, помидоры, огурцы

“У Алматы нет продовольственной зависимости от поставок из КНР”, - сообщили вчера “Времени” в управлении предпринимательства и инвестиций Алматы.
“30 процентов социально значимых продуктов мы производим сами: на 100 процентов обеспечиваем себя хлебом, на 20 процентов - молочной продукцией и растительным маслом. Порядка 60 процентов продуктов поступает из регионов, - рассказали в управлении. - Например, овощи (картофель, морковь, лук, капуста) - из Павлодарской, Алматинской, Жамбылской, Туркестанской и Карагандинской областей. В период созревания раннего урожая поставки идут из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
Основным объемом мясо-молочной продукции нас обеспечивают близлежащая Алматинская, Жамбылская и Туркестанская области. Зерновые традиционно выращиваются и поставляются из центральных регионов страны, а крупы (рис, гречка) - из Кызылординской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.
В случае проблем с импортируемой овощной (перец, баклажаны, в малых объемах - помидоры и огурцы) продукцией и фруктами из КНР альтернативными поставщиками из-за рубежа могут выступить такие страны, как Турция и Иран”.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть