2814

Ударим майнингом по блокчейну?

Казахстанцы уже несколько лет присматриваются к криптовалютам. В прошлом году Комитет нацбезопасности сообщал о расследовании уголовного дела в отношении сотрудников комитета госдоходов Минфина, которые майнили криптовалюты на серверах госинформсистем. При этом претензии чекистов касались не самого майнинга (в наших законах нет такого понятия, во всяком случае пока, да и сам по себе этот процесс никаких рисков не несет), а того факта, что госслужащие установили на казенные серверы и компьютеры специальные программы, которые снижали скорость обработки информации. Так есть ли будущее у криптовалюты в нашей стране и каким оно будет?

Ударим майнингом по блокчейну?

- Криптовалюты и технология блокчейна - это безусловные тренды мирового финансового рынка, - считает замруководителя инвестиционного департамента одной из профильных управляющих компаний Виктор ПЕРШИКОВ. - И Казахстан, конечно же, не стоит в стороне. Главным драйвером тут выступает майнинг, или добыча криптовалют. Сказывается сразу несколько факторов: близость к Китаю, благодаря чему удешевляется доставка оборудования, и доступная электроэнергия, обеспечивающая экономическую эффективность майнинга. Вслед за майнерами на цифровые активы смотрят и розничные инвесторы. Есть и другой полюс: это внедрение блокчейна в жизненно важные сферы государственного и городского управления. Так, в феврале этого года в Нур-Султане на базе технологии блокчейна была запущена электронная очередь в детские сады.

При этом понятия криптовалют и других цифровых активов в законодательстве Казахстана пока отсутствуют.

- В своих внутренних документах Нацбанк упоминает такую сущность, как “цифровая (виртуальная) единица”, которая представляет собой “цифровую запись, созданную и учитываемую в децентрализованной информационной системе с применением средств криптографии и (или) компьютерных вычислений”, - продолжает наш эксперт. - При этом Нацбанк запрещает оплачивать ими акции и выражать ставки по облигациям. Такая позиция понятна: во многих странах, в том числе в США, национальные регуляторы настороженно относятся к цифровым активам, которые теоретически могут выполнять все функции ценных бумаг, но не подпадают под соответствующее регулирование.

Но, несмотря на консервативную позицию Нацбанка, международный финцентр “Астана” (МФЦА) уже начал процесс формирования необходимой профессиональной площадки, отмечает Першиков. Так, еще в 2017 году главный исполнительный директор комитета по регулированию финансовых услуг (AFSA) при МФЦА Стивен ГЛИНН сообщал о планах разработки законодательных актов по работе с криптовалютами. Кроме того, по сведениям собеседника “Времени”, инициативу по легализации цифровых активов проявило Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.

- Оно подготовило законопроект, в соответствии с которым в действующие законы и подзаконные акты предлагается ввести везде, где это требуется, определения “блокчейн”, “криптовалюты” и т. п. В случае принятия этого документа цифровым активам будут не только приданы характеристики финансового инструмента (хотя они и не станут альтернативой и заменой тенге), но и, на мой взгляд, появится возможность для создания налогового законодательства, которое позволит государству получать доход от новой отрасли. Также важным элементом развития криптовалют в Казахстане станет выпуск национального аналога, привязанного к тенге или золотовалютным резервам страны. Примечательно, что многие государства, в том числе с развивающимися экономиками, в настоящее время рассматривают возможность создания национальных криптовалют как выгодного инструмента для осуществления внутренних и внешних расчетов.

При этом, по мнению эксперта, следует обратить особое внимание на защиту инвесторов от мошенничества и предотвращение использования криптоактивов в незаконных операциях. В том числе должны быть созданы механизмы ареста и изъятия криптоактивов, полученных преступным путем.

- Регулятору Казахстана предстоит на основе международных практик и рекомендаций (например, FATF - группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) разработать жесткие требования в части процедур AML (противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем) и политик KYC (“знай своего клиента”), - отмечает Виктор Першиков. - Эти задачи должны быть решены прежде, чем статус криптовалют будет закреплен в законодательстве. В противном случае эта перспективная сфера имеет риск столкнуться с мошенниками, стремящимися использовать белые пятна в законодательстве в собственных преступных интересах.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Кстати

МВД РФ уже озаботилось разработкой правового механизма ареста и конфискации криптовалют и других виртуальных активов. Ситуацию осложняет тот факт, что в России у криптовалют тоже нет официального статуса, хотя госорганам уже приходится иметь с ними дело. Например, в прошлом году апелляционный суд, рассматривавший дело о банкротстве физлица, обязал должника предоставить конкурсному управляющему доступ к своему криптокошельку, в котором было 0,2 биткойна (около1860 долларов по тогдашнему курсу). Согласитесь, цифры американской валюты завораживают...

Поделиться
Класснуть