7295

Там, за горизонтом

Деревья, которые придется вырубать, город без окраин и проклятие алматинцев. О том, как власти планируют реализовывать стратегию развития любимого всеми казахстанцами мегаполиса “Алматы-2050”, которую недавно представил его аким Бакытжан САГИНТАЕВ, мы поговорили с его советником Натальей ЛИВИНСКОЙ.

Там, за горизонтом

- Наталья, вы принимали участие в разработке стратегии “Алматы-2050”. Скажите, почему в ней практически нет конкретики?

- Это же стратегия. Горизонт планирования, о котором мы сейчас говорим, как минимум 20 лет. Это длительный период, поэтому в стратегии и определены лишь направления, а внутри них есть программы - городские, государственные, планы мероприятий, которые будут реализованы в рамках этого документа. Не думайте, что их нет. Сейчас мы представляем наше видение и хотим получить обратную связь, обсудить с горожанами, чтобы учесть все нюансы, на которые, возможно, не обратили внимания.

- Есть ощущение, что у властей теперь две первостепенные задачи: превратить Алматы в город без окраин и высадить миллион деревьев...

- “Город без окраин” - это самый масштабный проект, в который однозначно входят “Город для пешеходов” и многие другие.

- Серьезно? Я думала, что про этот проект забыли.

- Нет, мы продолжим его реализовывать. Как и было заявлено, будем доделывать улицу Гоголя, набережные рек Есентай и Малой Алматинки. В каждом районе есть маленькие улочки, которые станут пешеходными. И тротуары будем переделывать: где-то, как раньше, брусчаткой выкладывать. А там, где их нет, оборудуем новые.

Что касается “Города без окраин”. Да, это супермасштабная программа, в которую входит много проектов. Ну согласитесь, что проспект Райымбека условно делит город на “хорошо” и “плохо”. Такого не должно быть. И мы говорим не только о Наурызбайском или Алатауском районе, как многие думают. Возьмите дворы в микрорайонах в

Ауэзовском районе или частный сектор недалеко от Зеленого базара. Это не окраины города, хотя и не центр, но их тоже нужно приводить в порядок. Везде должны быть тротуары, свет, вода, нормальные дороги, детские площадки. Это и есть “Город без окраин”. Например, уже есть проектно-сметная документация на благоустройство сквера в Жетысуском районе, Аэропортовского озера и 15 гектаров рощи, которая к нему прилегает. Деньги на эти работы уже заложены.

- А Сайран?

- Мы обсуждали с акимом (Бакытжаном Сагинтаевым. - О. А.). Сайран можно рассматривать как одно из суперкрутых мест в городе, которое могло бы стать любимым местом отдыха. Я сейчас не хочу говорить, что мы сделаем его в следующем году, чтобы, если что-то затянется, нас не упрекали: “Вы же обещали!” Сроки работы с общественными пространствами очень длительные. Скорее всего, целый год уйдет на разработку проектно-сметной документации по благоустройству Сайрана.

Из больших проектов, которые хотим начать в следующем году, - парк за “Алматы Арена”. Там большая территория, которую можно облагородить. Сейчас делаем эскизы, проводим анализ территорий. И в Жетысуском районе будем приводить в порядок огромную территорию вдоль речки Есентай, реконструировать аллеи, на которых сейчас паркуются машины, и превращать их в общественные пространства.

- Что с реконструкцией трамвайного депо, на месте которого уже давно должны были открыть Evolution park? Даже спрашивать неудобно, честное слово.

- Да, проблемы были. Полтора года длилось согласование проектно-сметной документации, но осенью стройка наконец началась. На данный момент проект реализуется на средства городского акимата. На месте трамвайного депо будет современное общественное пространство, как и планировалось изначально. Никакого жилого комплекса или торгово-развлекательного центра, как думают некоторые. Сложность в том, что строительные компании, работающие на нашем рынке, не имеют опыта восстановления объектов, говорят, что это дороже и сложнее, им проще снести старое и построить новое. Но мы будем реконструировать здания, находящиеся на территории депо. Сейчас идет ремонт основного, самого большого ангара - его почистили, вывезли мусор, начали разбирать сгоревшую крышу. По идее, парк должен открыться в следующем году. Я надеюсь, что мы успеем.

- От каких проектов, которые были приняты при прежнем руководстве, нынешнее решило отказаться?

- Ни от каких.

- Разве?!

- Я знаю, куда вы клоните.

- Куда?

- К Vizion zero.

- Правильно. Ведь именно в концепции нулевого травматизма на автодорогах было заложено снижение скорости, что и сделали на проспекте Аль-Фараби. А потом это решение отменили.

- К сожалению, людей, поддерживающих Vizion zero, гораздо меньше, чем автомобилистов, и последние всегда шумнее, поэтому выбор был сделан в пользу большинства. Тем не менее от концепции Vizion zero город не отказывается. Мы будем делать безопасные пешеходные переходы, перекрестки, искусственные неровности. А что касается ограничения скорости, которое предполагает данный проект, то это нужно делать не в лоб, а постепенно. Необходимо сначала объяснять людям, почему это важно, а уже потом вводить ограничения. Мне кажется, сейчас действия и политика аккуратнее. Людям и так сложно. Зачем усложнять им жизнь?

- Вы, как адепт создания города для людей, а не для машин, как относитесь к тому, что на улицах Кунаева и Байтурсынова велодорожки перенесли на одну сторону проезжей части?

- Правильно сделали, что перенесли. Мы всегда говорили, что велодорожки должны быть с одной стороны. Это опять к разговору о том, как ты действуешь - в лоб или нет…

- Извините, а вы и раньше так думали? Ведь во время акимства Бауыржана БАЙБЕКА вы были заместителем руководителя управления городского планирования и урбанистики, могли сказать свое веское слово.

- Конкретно про улицу Кунаева я и команда центра урбанистики всегда говорили, что там не нужны велодорожки с двух сторон, а по Байтурсынова вообще можно было не делать. Не хочу сейчас рассуждать, правильно в итоге поступили или нет, ведь это были экспериментальные велодорожки. В городе однозначно должна быть развитая велосипедная сеть. Сейчас же нужно провести серьезные исследования, чтобы понять, где и сколько людей ездит, соединить существующие велополосы и сделать новые, но уже основываясь на наблюдениях.

- Как вы считаете, в городе действительно происходит (дай бог выговорить) “дебайбекизация”?

- Нет такой политики: мол, вот сейчас мы разрушим все, что было, и построим новое.

- Давайте тогда о новых проектах. Скажите, чтобы посадить миллион деревьев, вы будете вырубать старые?

- Будем. Это нужно делать.

- Да алматинцы вас проклянут за это! Готовы?

- Вроде да. У всего есть свой срок, и жизнь деревьев, как и человека, тоже ограниченна. Сейчас мы готовим мастер-план, ездим по питомникам, считаем, сколько деревьев необходимо обновлять. Пока определено 19 улиц, на которых это нужно будет делать. Вместо старых и больных высадим не маленькие, а сразу большие деревья, сейчас как раз разрабатываем соответствующий стандарт. Будем, например, отказываться от тополей и карагачей.

- Следить за новыми деревьями кто будет? Когда делали улицу Панфилова пешеходной, акимат закупил деревья в Германии и страшно этим гордился. Потом саженцы начали сохнуть, и посадили новые, но часть из них тоже погибла. Больно было на это смотреть… А вы говорите о миллионе деревьев.

- Да, честно говоря, это супербольшой вопрос. Почти 20 лет никто этим не занимался. Хотелось бы, чтобы был цикл: посадили, поливаем, следим за здоровьем деревьев, сами выращиваем новые… Мы хотим высадить миллион деревьев за три года - примерно по 300 тысяч в год.

- Недавно акимат на Кок-Тобе уже посадил деревья. Вспомните, какой был скандал, когда обнаружили брошенные засыхающие саженцы...

- Вот мы сейчас и продумываем все, чтобы подобного не повторилось.

- Вы знаете, такие грандиозные масштабы меня всегда пугают: миллион деревьев! Красивая цифра, конечно. Но почему не два миллиона, к примеру?

- На самом деле я сначала испугалась этой цифры, но мне кажется, если у нас есть возможность сделать красивую посадку, почистить воздух, превратить Алматы в город-сад, то нужно ею воспользоваться. И когда начали работать над мастер-планом, определили места, и не так, чтобы просто посадить, а со смыслом, с пользой.

- Вы с таким воодушевлением говорите обо всем происходящем!.. Приходилось, наверное, слышать: вот, получила новую должность...

- Всякое бывает. Но я не хочу говорить что-то плохое о предыдущем акиме и хвалить нынешнего лишь потому, что сейчас нахожусь в его команде. Они очень крутые, креативные и опытные люди. Благодарна, что мне дали возможность работать и при прежнем руководстве - тогда мы учились, вникали, понимали, что такое урбанистика, а сейчас дали возможность применить эти знания. Дело не в прогнуться, как многие могут подумать. Я живу в Алматы, люблю этот город и хочу, чтобы он стал еще лучше.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы,

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Как часто, на ваш взгляд, люди, получающие жилищную помощь, должны предоставлять документы, подтверждающие их затруднительное материальное положение?

Раз в квартал, чтобы не было попыток скрыть свои доходы 29%

Раз в полгода: оплата комуслуг в отопительный сезон отличается от оплаты в весенне-летний период 23%

Раз в год, так как, чтобы собрать все справки, нужно потратить много времени и нервов 48%

Опрос в тему

Нравятся ли вам преобразования, которые в последние годы происходят в Алматы?

- Да, город стал намного современнее и краше.

- Нет, плохих проектов было больше, чем полезных.

- Может, это мне и нравилось бы, если бы все делали качественно, а не абы как.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время”

Поделиться
Класснуть