5851

Дышите ровно!

Школы и прилегающие к ним территории предлагают сделать зонами, свободными от автомобилей.

Дышите ровно!

В южной столице прошла городская экологическая конференция “Чистый воздух города Алматы”, организованная инициативной группой, которая, напомним, с весны этого года разрабатывает программу по очистке алматинского воздушного бассейна. По мнению активистов, привести воздух в соответствие с параметрами Всемирной организации здравоохранения можно за пять лет, но для этого нужно серьезно потрудиться.

Участники инициативной группы определили для себя несколько направлений, по которым надо работать. Одно из них - это снижение выбросов от автомобильного транспорта, которое, по мнению руководителя общественного фонда Velofriends Елены ЕРЗАКОВИЧ, тесно связано с городским планированием - чем ближе к месту жительства человека его работа, учеба, магазины, поликлиники и другая инфраструктура, тем меньше поездок он совершает, соответственно, меньше вредных выбросов в окружающую среду. При этом эксперт не поддерживает идею создания городов-спутников, поскольку при отсутствии в них работы это только усилит маятниковую миграцию (ежедневные поездки населения из одного населенного пункта в другой).

Меры, которые необходимо предпринять, активистка делит на три категории: то, что зависит от правительства (например, экомаркировка автомобилей), что находится в компетенции местных властей (развитие общественного транспорта, контроль за застройкой, создание зон без выбросов и т.д.), и то, что каждый житель может сделать самостоятельно (контроль за состоянием своего авто, снижение количества поездок и пр.).

- Нужно определить зоны, куда въезд автотранспорту запрещен, - считает Елена Ерзакович. - Я начала поднимать темы, что у нас школы должны стать первыми зонами, куда подъезд на частном автотранспорте должен быть каким-то образом сокращен в разы. Выхлопами от машин, стоящих и ждущих учеников после занятий, дышат сами дети. Мы сами подрываем здоровье детей, не осознавая, что это проблема. Тема болезненная, но заниматься ею надо.

Еще одно направление - это частный сектор на печном отоплении, который, по данным ученых, даже хуже влияет на окружающую среду, чем промышленные предприятия, поскольку на заводах и фабриках имеется специальное оборудования для очистки выбросов. А у частников никаких фильтров нет, и продукты сжигания угля, а иногда пластика, резины и прочей дряни сразу попадают в атмосферу. Бывший аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК ранее заявлял, что 96 процентов частного сектора уже газифицировано, однако, по словам активиста Ерлана НУРПЕИСОВА, это не так.

Елена Ерзакович в очередной раз напомнила о газификации частного сектора.

- На самом деле 96 процентов домов имеют магистраль, протянутую по улице, - сказал он. - При этом подключено к газу около 88 процентов. В основном это проблема нижних районов Алматы, где проживает население с низкими доходами.

Для того чтобы стопроцентно газифицировать частный сектор, усилия должны приложить городские власти. В частности, предусмотреть покрытие расходов на подключение к газопроводу для уязвимых слоев населения, считает Ерлан Нурпеисов.

Следующее направление - это ТЭЦ-2, о переводе которой на газ говорил еще первый президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Такая мера могла бы существенно улучшить экологическую ситуацию в регионе - по данным представителя управления зеленой экономики Ержана КУСАИНОВА, выбросы ТЭЦ-1 с переводом на газ уменьшились на 70-80 процентов. Но тут есть две проблемы: увеличение тарифа (0,81 тенге за 1 кВт/ч на угле и 2,11 тенге за 1 кВт/ч на газе) и финансирование самой реконструкции. По мнению активиста Асета НАУРЫЗБАЕВА, на это можно пустить те 200 с лишним миллионов долларов, которые ранее предназначались для строительства горнолыжного курорта в урочище Кок-Жайлау.

Есть и еще один вариант. По словам представителя Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Аббаса ОФАРИНОВА, финансовое учреждение вот уже несколько лет реализует программу “Зеленые города”, направленную на финансирование экологических проектов. Первым городом в Казахстане, который вошел в эту программу, стал Шымкент. Однако сейчас сотрудничество под вопросом, поскольку экс-акима города Габидуллу АБДРАХИМОВА уволили сразу после поездки в Лондон, где он подписал соответствующий договор с ЕБРР.

- Но мы не виноваты, мы его поездку не оплачивали, - возмутился Аббас Офаринов, вызвав смех в зале. - Мы не оплачиваем поездки государственных служащих на мероприятия. Мы с мая ждали его в штаб-квартире: то у нас не получалось, то у него. Наконец подписали, и вот так получилось. Проблема в том, что с ним ушла вся его команда, все заместители, которые были готовы что-то делать. С новой командой мы понимания пока еще не нашли.

Сейчас ЕБРР хочет заключить аналогичный договор с Алматы, соответствующая работа уже ведется. Член общественного совета Алматы Сергей ПОНОМАРЕВ поинтересовался, можно ли будет в рамках проекта “Зеленые города” получить финансирование на перевод ТЭЦ-2 на газ.

- Я знаю, что мои коллеги из департамента энергетики разговаривали с “Самрук-Энерго”, - ответил Аббас Офаринов. - Со мной коллеги делились, что никто не может взять на себя инициативу. Нужен акимат, нужен “Самрук-Энерго” - нужен тандем. Где они сейчас находятся с точки зрения финансирования этого проекта, я не знаю, потому что сейчас новое руководство, и, может, что-то изменится, а может, и нет. Но мы этот проект у себя в записочках имеем, мы на него смотрим. Думаю, ответ: да.

Прозвучавшие на конференции предложения и замечания войдут в программу “Чистый воздух города Алматы”, которую активисты по завершении внесут в правительство и городской акимат.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее