5687

Выжать любой ценой

Последнее время фокус общественного внимания прикован к людям, которых, пожалуй, мало кто любит: к коллекторам. Внезапный интерес к профессиональным выжималам появился не просто так, а с подачи Генеральной прокуратуры, которая вдруг пришла к выводу, что пора бы их прищучить.

Выжать любой ценой

Тема общения с коллекторами близка многим казахстанцам, что, впрочем, совсем неудивительно. Ведь большинство взрослого населения Казахстана имеет как минимум по одному кредиту, а то и по нескольку, а вот возвращать их спешат немногие. Иначе откуда бы взялись официальные данные, что населением просрочено только потребительских кредитов на 439 млрд тенге? Естественно, ни одному банку, как, впрочем, и любому другому кредитору, не улыбается выбивать долги самостоятельно. Проще же переуступить долги коллекторам. А уж как они выбьют эти деньги, кредиторам неинтересно.

Выйти из тени

На днях в сенате прошел “круг­лый стол” по вопросам совершенствования законодательства о коллекторской деятельности. Именно там-то и выяснилось, что претензий к работе коллекторов ох как много!

Заместитель председателя Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Жанар АБДЫКАРИМОВА сообщила, что есть много фактов, когда “недобросовестные работники коллекторского агентства, нарушая закон, звонили или более трех раз в день, или в выходные, или вообще в ночное время либо представлялись иным коллекторским агентством для причинения вреда данному агентству и устранения конкурента с рынка”.

Это утверждение горячо поддержал помощник генерального прокурора Кайрат РАИСОВ. Он отметил, что коллекторы должны звонить клиентам только с зарегистрированных за ними номеров.

Вообще, на том заседании Генпрокуратура очень жестко прошлась по коллекторам. Раисов рассказал, что некоторые такие работники действуют как отпетые бандиты: матерят должников, угрожают им. Поэтому, отметил помощник генпрокурора, надо при Нацбанке создать call-центр, куда могли бы обращаться запуганные граждане, а в коллекторы должны идти люди, не имеющие судимости. Кроме того, полагает он, сотрудники таких компаний должны фиксировать весь процесс взаимодействия с должником и третьими лицами, включая телефонные переговоры, с помощью средств аудио- или видеозаписи.

В свою очередь заместитель председателя правления Нацбанка Олег СМОЛЯКОВ заявил, что коллекторам нужно выработать стандарты работы с должниками. Есть и другие предложения.

- Это предоставление коллекторскому агентству права взаимодействовать с третьими лицами только в целях установления местонахождения должника. Установить для коллекторского агентства обязательные минимальные требования к собственному капиталу. Допустить к взаимодействию посредством телефонных переговоров с должником работников коллекторского агентства, имеющих среднее образование, а также исключить противоречие между законом о коллекторской деятельности и Трудовым кодексом, - отметил он.

Узаконенный рэкет

Замечания Нацбанка о необходимости внести изменения в законодательство о коллекторской деятельности, мягко говоря, звучат довольно странно. Почему? Да потому, что именно Нацбанк является не только инициатором, но и разработчиком этого закона, принятого всего два года назад - в 2017-м. К слову, в июле этого года в закон уже вносились изменения. Почему нельзя было внести все новые предложения тогда же?

Между прочим, закон о коллекторской деятельности еще на стадии проекта вызвал большой резонанс. Помнится, тогда, в 2016 году, общественный деятель Асхат РАХИМЖАНОВ предлагал оставить в законопроекте всего одну статью - о запрете коллекторской деятельности в Казах­стане.

- Они (коллекторы. - Р. Б.) представляют собой узаконенный рэкет! - восклицал на обсуждении законопроекта Рахимжанов. - У всех банков есть службы по взысканию задолженности. Эти службы как раз таки могут заниматься тем, что делают коллекторы. К тому же у нас есть суды, прокуратура, органы внутренних дел. Казахстан - одна из лидирующих стран по количеству суицидов. Это следствие того, что идет большое давление на граждан со стороны коллекторов, которые не гнушаются ничем!

А тот же Олег Смоляков в ответ тогда парировал, что, дескать, закон позволит максимально снизить остроту взаимодействия между банками, посредниками и коллекторами.

Худо-бедно, но закон был принят и вступил в силу. Помнится, депутат Дания ЕСПАЕВА тогда очень радовалась этому:

- Наконец-то в Казахстане контролируется деятельность коллекторов! Если раньше коллекторы могли и днем и ночью прийти, то теперь это строго регламентировано законодательством.

Но, как видно из заседания в сенате, что-то пошло не так…

По какому праву?

За регулирование деятельности коллекторских компаний отвечает Нацбанк с 6 мая 2017 года, когда был принят тот самый профильный закон. Как пояс­няют в АФК, коллекторское агентство создается в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества. Юридическое лицо, не включенное в реестр коллекторских агентств, не вправе осуществлять коллекторскую деятельность. Юридическое лицо, имеющее намерение осуществлять коллекторскую деятельность, подлежит учетной регистрации. Кроме того, существует достаточно большой перечень требований, предъявляемых к сотрудникам коллекторского агентства. В частности:

  • сообщать название компании и свои ФИО;
  • осуществлять телефонные звонки только с 8.00 до 21.00 в рабочие дни и не более трех раз в день;
  • проводить личные встречи не более одного раза в рабочий день с 8.00 до 21.00, но не более трех раз в неделю и только по месту проживания должника или в офисе коллекторской компании;
  • фиксировать и хранить записи всех звонков и встреч с должником с помощью аудио- или видео­техники.
  • Коллекторским компаниям запрещено:
  • распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию должника, разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред его интересам;
  • совершать противоправные действия, посягающие на права и свободы должника, ставящие под угрозу его жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение данному лицу имущественного и иного вреда;
  • оказывать давление, угрожать применением насилия либо уничтожением или повреждением имущества должника, оскорблять его, шантажировать;
  • требовать погасить задолженность иным имуществом, кроме денег;
  • разглашать коммерческую или иную охраняемую законами тайну, полученную от кредитора или третьих лиц, и т. д.

Только этого мало?

Возникают вполне логичные вопросы: если все уже есть в законе, то зачем нужны изменения? какие именно изменения нужны?

В АФК считают: нужно предпринять меры, которые позволят сделать так, чтобы сотрудники компаний не выходили за разрешенный периметр отношений с клиентами. Кроме того, нужно выработать соответствующие меры надзора и реагирования.

В АФК подчеркивают, что в США, Великобритании, Швейцарии, Испании, Бельгии и Норвегии коллекторы взыскивают различные штрафы и налоговые недоимки. “Существенно снижена нагрузка на бюджет, судебные органы. Урегулированием взыскания задолженности занимается профессиональная отрасль, оптимизируя затраты для кредитора-взыскателя, - отмечают в ассоциации. - В свою очередь участники рынка, и не только финансового, могут акцентировать свое внимание на развитии продуктов, повышении и улучшении качества предоставляемых услуг”.

Давно пора!

Именно так отреагировал известный адвокат Таир НАЗХАНОВ на желание Генпрокуратуры ужесточить требования к коллекторам.

- Лучшее решение - усилить контроль за деятельностью коллекторов со стороны уполномоченного органа - Национального банка, - говорит Назханов. - Как верно отметил Раисов, следует открыть “горячую линию” для обращения граждан, права которых нарушаются коллекторами. Кроме того, было бы здорово выпустить памятку для граждан-должников, в которой четко расписать их обязанности и права. Когда коллектор будет осознавать, что о его незаконных действиях станет известно и он понесет за это ответственность, это поможет предотвратить их выход за рамки закона при осуществлении своей деятельности.

Назханов считает, что в противоправных действиях коллекторов виноваты в том числе и сами граждане.

- Многие в силу незнания законодательства зачастую даже не подозревают, что такие действия коллекторов противоречат закону и что их можно обжаловать непосредственно в коллекторском агентстве или в уполномоченном органе. Поэтому “коллекторы-бандиты” спокойно продолжают свою деятельность. Гражданам нужно сообщать о нарушениях их прав, и тогда недобросовестных коллекторов отстранят от деятельности.

По мнению адвоката, существующий закон в достаточной мере регламентирует права и обязанности и коллекторов, и должников. В нем также есть отдельная глава, посвященная госрегулированию коллекторских агентств и контролю за их деятельностью, где подробно изложены меры воздействия на коллекторов в случае нарушения законодательства.

- Мне закон нравится, потому что в нем все четко, ясно и без лишней воды, - резюмировал Назханов.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Фото Владимира ЗАИКИНА Алматы,

Цифры в тему

  • 15 уголовных дел против коллекторов было возбуждено в Казахстане за последние 3 года.
  • 157 жалоб на коллекторские компании поступило в Нацбанк с начала этого года.
  • 165 коллекторских компаний работает в Казахстане.
  • 854,6 тысячи договоров на сумму 363,1 млрд тенге находилось в работе у коллекторских агентств в рамках договоров о досудебном взыскании задолженности по состоянию на
  • 1 июля 2019 г.

Опрос в тему

Нужно ли ужесточать требования к коллекторам?

  • Безусловно, они совсем зарвались!
  • Нет, нужно просто строго соблюдать действующий закон.
  • Никакие ужесточения не помогут, надо просто запретить коллекторскую деятельность.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Какой частью тела вы предпочли бы расплачиваться, если начнется повсеместное внедрение биометрических данных в качестве средства идентификации при оплате услуг?

  • Лицом 3%
  • Пальцем 30%
  • Глазами 6%
  • Чем-нибудь другим 10%
  • Предпочитаю традиционные методы без всякой биометрии 51%
Поделиться
Класснуть