Уроки чтения между строк
Фонд “Самрук-Казына”, являющийся ядром казахстанской экономики, периодически попадает в центр внимания. Чаще всего по собственной инициативе. Например, только на прошлой неделе фонд прозвучал громко дважды: когда закончил строительство газопровода “Сарыарка” и когда решил выплатить учредителю, то есть правительству, на 50 млрд тенге больше, чем было запланировано.
Но бывают моменты, когда информационные кейсы возникают вне зависимости от инициативы “Самрука”. Две недели назад в паре новомодных анонимных телеграм-каналов стала появляться странная информация о якобы предстоящей отставке председателя “Самрука” Ахметжана ЕСИМОВА. Чтобы понять, что вообще творится в фонде и вокруг него, мы пообщались с экономистом Олжасом ХУДАЙБЕРГЕНОВЫМ и политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ о ситуации вокруг ФНБ. Главный вопрос: кто и почему периодически пытается раздувать слухи?
По мнению Данияра Ашимбаева, главная причина нездорового ажиотажа, который в последнее время возник вокруг ФНБ, кроется в его структуре и тех действиях, которые предпринимает руководство фонда.
- Не стоит забывать, что в состав фонда входят базовые национальные компании страны. Это и “Казатомпром”, и “Казахстан темир жолы”, и “КазМунайГаз”, и “Казахтелеком”, - напоминает политолог. - А это самые лакомые кусочки казахстанской экономики. Поэтому понятно, что борьба за “Самрук” - это одна из основных интриг в политической жизни страны. Любые политические скандалы и информационные войны так или иначе связаны с контролем над финансовыми и экспортными потоками в квазигосударственном секторе. Всегда есть силы, готовые воевать за контроль над финансовыми потоками. И это неудивительно: пока “Самрук-Казына” существует, такая борьба будет идти.
Вместе с тем Данияр Ашимбаев отмечает, что оптимизация структуры ФНБ, сокращение топ-менеджеров приводят к появлению так называемых обиженных, а ликвидация серых схем - к появлению тех, кто на этом что-то теряет.
“Самрук” действительно в последние пару лет радует такими новостями. Массовая аудитория видит только верхнюю часть айсберга. Люди более осведомленные читают и между строк.
С этим мнением согласен и экономист Олжас Худайбергенов:
- В “Самрук” пришли достаточно жесткие руководители, которые очень сильно режут затраты, - комментирует он. - Есимов порезал почти весь консалтинг на уровне головной структуры, Алик АЙДАРБАЕВ оптимизирует расходы в КМГ, Сауат МЫНБАЕВ - в КТЖ. Благодаря этому рентабельность фонда восстанавливается. Вместе с тем, конечно, есть запас дальнейшей оптимизации на уровне дочерних структур, где пора восстанавливать вертикаль власти: “дочка” должна подчиняться установке курирующей компании.
Другой момент, за который критикуют ФНБ, - это система государственных закупок. Напомним, даже глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ в ежегодном послании народу, которое в Казахстане всегда было почти сакральным документом, раскритиковал госорганы за то, что львиная часть госзакупок делается из одного источника, что они стали громоздкими конгломератами и т. д. Однако СМИ и общество в контексте послания решили, что эта критика касается и нацхолдинга.
Однако уже утром следующего дня Ахметжан Есимов, застигнутый в правительственных коридорах журналистами, дал подробные комментарии по всем вопросам. В частности, сообщил, что показатель закупок из одного источника в ФНБ снижен в два раза, а способ открытого тендера увеличен в 2,6 раза, экономия при открытом тендере в пять раз выше, чем была.
- Тема закупок всегда острая, - говорит по этому поводу Олжас Худайбергенов. - Думаю, нужно двигаться в обе стороны - повышать доверие к госслужащим, поднимать уровень реальных полномочий до уровня формально закрепленной ответственности, обнулять все коллегиальные схемы принятия решения, разрешать руководителю самому принимать решение по закупкам и требовать только с него за отсутствие конкретных результатов.
Кстати, на прошлой неделе “Самрук” и Нацпалата предпринимателей “Атамекен” опять проводили встречу, и снова по закупкам. Центральным моментом этого мероприятия была встреча двух тяжеловесов отечественной политики - Тимура КУЛИБАЕВА и Ахметжана Есимова. Последний представил цифры роста, предложил активнее продвигать новый для страны формат работы с бизнесом - оффтейк-контракты - и объявил следующий год Годом поддержки предпринимательства. Кулибаев, разумеется, поддержал.
Что в итоге получается? С одной стороны, в мае Елбасы на совете по управлению фондом дает самую лучшую оценку работе “Самрука” за время его существования, а официальная статистика и цифры самого ФНБ говорят о том, что ситуация выправляется и он выбирается потихоньку из старых долгов, одновременно освобождаясь от серых схем. С другой стороны, чем больше таких цифр, тем больше выплескивается в публичное поле недовольство неких влиятельных анонимов через телеграм-каналы и одноразовые СМИ. И квинтэссенция таких вбросов не только в личности самого Есимова, которого долгие годы считали главным кризис-менеджером Елбасы, но и в том, нужен или не нужен фонд. То есть попытка откатить ситуацию на 10 лет назад и раздать нацкомпании обратно в ведение министерств.
По мнению Данияра Ашимбаева, ситуация упростится, если “Самрук-Казына” станет более открытым и транспарентным.
- Польза от ФНБ есть, и “Самрук-Казына” стране нужен, - поясняет Ашимбаев. - Если помните, фонды создавали с целью лишить министерства возможности лезть в финхоздеятельность квазигоссектора и воровать оттуда. Но фонд нужен при хорошем менеджменте и грамотной работе. Ахметжан Есимов - человек опытный и весьма уважаемый. Под его руководством в фонде были пресечены многие нарушения и злоупотребления, которые были при прежних руководителях. Поэтому я считаю, что вся их информация должна быть.
Насчет пользы никто не спорит. Тем более что даже согласно официальной статистике каждый десятый налоговый тенге в бюджет поступает от нацхолдинга. Однако здесь стоить отметить некоторую политическую двойственность положения фонда. С одной стороны, как и всякое АО, он подчиняется совету директоров, который возглавляет премьер-министр. Но по закону “О Фонде национального благосостояния” высший орган управления - совет по управлению фондом, который возглавляет Елбасы. Поэтому для Есимова, который всегда считался главным кризис-менеджером первого президента, его мнение всегда будет главным. Во-вторых, трудно не согласиться с Ашимбаевым: вероятнее всего, ажиотаж создается человеком или группой людей, о неблаговидных делах которых в периметре фонда в прошлые годы стало известно. И эти люди (они же “анонимные разоблачители”) боятся, что материал попадет куда следует. В-третьих, можно предположить, что Есимов, как политик scuola vecchia, вряд ли будет сливать все в публичное поле, а сосредоточится на задаче, поставленной ему Елбасы: вытащить “Самрук” из долгов и сделать его глобальным инвестором. Ну и в-четвертых, вряд ли Есимов не знает или хотя бы не догадывается, кто пытается пахать информационное поле вокруг вверенного ему хозяйства. Но раз ничего не предпринимает - значит еще не время.
Поэтому следим за полем и читаем между строк!
Тогжан ГАНИ, Нур-Султан, Григорий ГАРАНИН, Алматы