9638

Следственно-оперативное противостояние

После нашей публикации в схватке правоохранителей изменился расклад сил

Следственно-оперативное противостояние

В Карагандинской области, похоже, идет тотальная зачистка антикоррупционного поля. Сразу два сотрудника здешнего департамента Нацбюро по противодействию коррупции (недавно оно, как известно, было реорганизовано в профильное госагентство) попали в орбиту уголовного преследования. Знакомому нашим постоянным читателям руководителю отдела оперативного управления Данияру КИМБЕКОВУ уже предъявили обвинение в мошенничестве. А его шефа Абильгазыма САДУАКАСОВА подозревают в злоупотреблении служебными полномочиями в связи с лоббированием интересов частной фирмы.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о главных героях публикации, напомним, что чуть раньше в Караганде под суд отправилась интересная компания: балхашские чиновники, предприниматели и сотрудники межрегионального отдела по противодействию коррупции. По версии следствия, сотрудники акимата и бизнесмены проворачивали махинации с выделенными по госпрограммам бюджетными деньгами. А антикоры получали от них вознаграждение за то, чтобы не замечать хищений (см. “Прибалхашский спрут”, “Время” от 13.7.2019 г.).

Отметим, что это дело довольно долго не могло дойти до суда. Долгое время, вплоть до минувшей весны, в прокуратуре считали, что добытые занимавшейся расследованием межведомственной следственно-оперативной группой управления внутренней безопасности тогдашнего Нацбюро по противодействию коррупции и ДКНБ доказательства являются косвенными. Но когда в стране сменился генеральный прокурор, тактика его подчиненных резко поменялась, и теперь они столь же рьяно поддерживают обвинение в храме правосудия.

Любопытно, что такие же разительные метаморфозы произошли и в делах Данияра Кимбекова и Абильгазыма Садуакасова.

Еще в марте наша газета радовалась за господина Кимбекова, которому удалось выйти из сложной ситуации победителем. Как выяснилось, в июне 2018 года он встретился с известным в Караганде предпринимателем, владельцем ТОО “Сапа Жол Строй” Жандосом ШОХШИНЫМ (к слову, прямым потомком Бухар жырау). Во время рандеву обсуждалась проблема со строительством водопровода в Жезказгане, которым занималась другая фирма бизнесмена “Сервис-НС”.

Борцы с коррупцией сочли, что при реализации проекта произошли хищения на 13 миллионов тенге. И даже успели “замести” заместителя акима Жезказгана Нуржана ОРЫНБАЕВА, признавшегося в получении полумиллионной взятки за подписание не соответствующих действительности актов выполненных работ. Вероятно, у антикоров имелись какие-то претензии и к Шохшину. И, по всей видимости, ему предложили избавиться от проблем за вознаграждение. Однако тот отправился в КНБ и написал заявление о вымогательстве взятки в размере 30 тысяч долларов. Сразу после передачи денег, как сказано в материалах дела, Данияр Кимбеков оказал сопротивление: рванул на своей личной машине прочь, попутно совершив ДТП, что подтверждается записью с видео­камеры ЦОУ. Позже брошенный автомобиль нашли в степи без денег. Это обстоятельство не позволило утверждать конкретно о взятке, поэтому следствие на основании собранных оперативных материалов переквалифицировало преступление в мошенничество.

А дальше начался межведомственный “футбол”. 10 сентября 2018 года пинкертоны передали дело в надзорное ведомство для предания фигуранта суду, но спустя восемь дней вернули для устранения выявленных процессуальных нарушений. Еще через четыре дня следователи вновь направили подрихтованные материалы блюстителям законности. А через месяц получили щелчок по носу - старший прокурор Карагандинской областной прокуратуры Абай УАЛИБЕКОВ прислал в ответ постановление о прекращении производства по делу в отношении Кимбекова за отсутствием в его действиях состава преступления!

Ну как тут не растрогаться от принципиальности правоохранителей, вставших на защиту борца с коррупцией. Вот только сыщики из УВБ Нацбюро и ДКНБ этот восторг не разделили. Они подали в Генпрокуратуру протест с изложением своей точки зрения на происходящие события. Перечислили факты, по их мнению, подтверждавшие вину Кимбекова: результаты негласных следственных действий (прослушка переговоров между подозреваемым и бизнесменом, где среди прочего Данияр упоминает в беседе своего начальника Абильгазыма Садуакасова и даже созванивается с ним для получения инструкций), криминалистическое исследование содержания разговоров, заключения судебных экспертиз - фонографической и химической. Ссылались также на показания свидетелей, очные ставки, проверки показаний на месте. Однако Генеральную прокуратуру не проняло, протест поддержан не был.

Между тем параллельно трудности возникли и у предпринимателя Шохшина. Приородоохранная прокуратура внезапно подала в экономический суд иск о признании фирмы “Сервис-НС” недобросовестным поставщиком. Бизнесмен, к слову, не исключает, что покошмарить его решили с подачи Садуакасова, который на тот момент переводился из антикоррупционной службы в Генпрокуратуру. Предпринимателю пришлось помотать нервы в судах, но в итоге в апелляционной инстанции он сумел доказать, что в черный список недобросовестных поставщиков его предприятие внесли незаконно.

Но вернемся к главным героям нашей публикации. Казалось бы, твердое “нет” главного надзорного ведомства страны угробило все старания сыщиков. Однако после того как в начале весны наша газета опубликовала статью о счастливом избавлении от проблем Данияра Кимбекова (см. “Счастливый конец”, “Время” от 21.3.2019 г.), блюстителям законности понадобилось чуть больше недели, чтобы повернуть колесо этой истории вспять. 29 марта генеральный прокурор Гизат НУРДАУЛЕТОВ отменил постановление о прекращении уголовного дела в отношении Кимбекова. А 8 апреля оно было опять направлено в межведомственную следственно-оперативную группу для организации досудебного производства. На этот раз Карагандинская областная прокуратура ознакомилась с материалами и встала на сторону следствия. На днях дело поступило на рассмотрение в Казыбекбийский райсуд.

Напоследок отметим, что у сотрудников Генпрокуратуры также появились претензии к Абильгазыму Садуакасову. По их мнению, работая в антикоррупционной службе, тот допустил злоупотребление должностными полномочиями, выразившееся в лоббировании интересов ТОО “Atlant building”. По этому факту сейчас ведется досудебное расследование, поэтому с деталями дела мы познакомим читателей позднее.

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть