Прибалхашский спрут
Группа чиновников, предпринимателей и борцов с коррупцией обвиняется в злоупотреблениях, фальсификациях и мошенничестве
В мае прошлого года в Балхаше стряслись грандиозные по местным меркам события. Межведомственная следственно-оперативная группа управления внутренней безопасности Нацбюро по противодействию коррупции и ДКНБ Карагандинской области раскопала несколько эпизодов увода государственных денег в частные карманы. В список подозреваемых попали чиновники, предприниматели и… сотрудники местного межрегионального отдела противодействия коррупции (МОПК)!
Весть о серьезной операции по обезвреживанию присосавшейся к бюджетному денежному ручейку группы госслужащих достигла Караганды практически сразу. Однако официально сведения о задержании предполагаемых злоумышленников тогда никто не подтверждал. Потому неудивительно, что поползли слухи о возможном прекращении уголовного преследования в отношении их.
Молва судачила и о том, что у некоторых подозреваемых имеются тесные связи с высокопоставленными бастыками, которые готовы заслонить их от притязаний следствия. Но оперировать слухами - занятие неблагодарное, а порой и противозаконное. Поэтому мы дождались момента, когда у нас на руках появится фабула уголовного дела, и теперь готовы рассказать читателям подробности этой увлекательной истории, опираясь на конкретные факты.
Итак, что же произошло в Прибалхашье? Как выяснили сыщики, еще в 2016-2017 годах здешние чиновники и их приближенные начали подкармливаться с реализуемых в регионе госпрограмм. Один из эпизодов затрагивал заключение договора о госзакупках между КГП “Су Жылу Транс” при акимате Балхаша и ИП “Толеубеков” на предоставление услуг по разработке паспортов объектов тепловых сетей. Сумма контракта равнялась 9 миллионам 471 тысяче тенге. Процедура, безусловно, нужная. Но она, по версии следствия, оказалась фиктивной, поскольку в реальности бизнесмен не провел никаких работ, а паспорта были разработаны ранее самим коммунальным предприятием.
В материалах дела отмечается, что в схему были вовлечены директор “Су Жылу Транса” Бейсембек САРМАНТАЕВ, специалист городского отдела ЖКХ Оналбек МАДИГАЛИЕВ и сотрудник ИП Ислам САРДАРБЕКОВ.
Но самое интересное заключается в том, что это не был чисто предпринимательско-чиновничий междусобойчик. По версии следствия, к липовой сделке имели прямое отношение руководитель МОПК по Балхашскому региону Орал АХМЕТОВ и находящийся у него в подчинении офицер Олжас АМЕТБЕКОВ. Именно борцы с коррупцией, как считают следаки, склонили фигурантов первого эпизода к преступлению.
Зачем им это понадобилось? Все просто: чиновники делились с антикоррупционерами похищенными из бюджета деньгами. Об этом сотрудникам межведомственной следственно-оперативной группы рассказали сами попавшие под подозрение госслужащие. По их словам, те, кто должен был следить за сохранностью госсредств, делали вид, что не замечают хищений.
В качестве наглядной демонстрации предполагаемого служебного бездействия сотрудников балхашского МОПК можно привести и другой пример. Во время расследования выяснилось, что с января 2016 по май 2017 года директор “Су Жылу Транса” Сармантаев заключил 35 (!) фиктивных госзакупочных договоров с ИП “Хамзина О. А.” на выполнение работ по энергоаудиту на насосных станциях на сумму 6 миллионов 686 тысяч 300 тенге. Следствие обращает внимание на то, что антикоррупционная служба была в курсе этих махинаций, но почему-то никак на них не отреагировала.
Кстати, к этой истории причастен уже знакомый нашим постоянным читателям предприниматель Юрий ЛИТВИНОВ. Ранее он работал в ИП “Хамзина О. А.”, а затем нашел нового компаньона Рамиля МИРЗОЕВА и с ним на пару угодил на скамью подсудимых по обвинению в мошенничестве. Согласно материалам уголовного дела приятели воспользовались поддельной лицензией на проведение энергоаудита, незаконно провели его в двух десятках госучреждений и получили таким образом бюджетные деньги.
Недавно Балхашский горсуд приговорил их к 4 годам 8 месяцам ограничения свободы. А сейчас дело находится на рассмотрении в апелляционной инстанции (см. “Энергичный фальшаудит”, “Время” от 16.5.2019 г.).
Но вернемся к связке чиновников, бизнесменов и сотрудников антикоррупционного ведомства. Еще один эпизод обвинительного акта касается строительства комплекса очистки воды и сетей водоснабжения в городе Приозерске по госпрограмме “Ақ бұлақ” на общую сумму 1 миллиард 154 миллиона 663 тысячи 15 тенге. Оказывается, реализация важного проекта также не обошлась без вероятных коррупционных посягательств со стороны работников Приозерского акимата и сотрудников местного отдела ЖКХ.
Это дело расследуется отдельно от балхашских приключений, потому мы по мере возможности займемся выяснением и его деталей. Пока же известно, что и там отметилось упомянутое выше ИП “Хамзина О. А.”. Кроме того, засветилось ТОО “Гранд Курылыс”, которое непосредственно вело строительство очистных сооружений. Следствие установило факт фальсификации материалов оперативно-розыскной деятельности офицерами МОПК по Балхашскому региону.
В материалах дела также зафиксировано, что руководство предприятия “Гранд Курылыс” неформально встречалось с Оралом Ахметовым в кафе. Возникает вопрос: зачем? Не проходили ли такие встречи по схожему сценарию, что и рандеву Ахметова со специалистом балхашского отдела ЖКХ Оналбеком Мадигалиевым? Ведь он откровенно рассказал сыщикам, что передавал офицеру деньги по эпизоду заключения фиктивных договоров с “Су Жылу Трансом”.
Примечательно, что признательные показания Оналбека Мадигалиева в деле появились не сразу. В конце мая прошлого года он разместил в блоге прокурора Карагандинской области Марата СЕКСЕМБАЕВА полную отчаяния жалобу на сотрудников ДКНБ. Ее стоит процитировать с некоторыми сокращениями (орфография и пунктуация сохранены): “Хочу вам сообщить о незаконном беспределе который происходит в г. Балхаше. 23.05.2018 года в 00.30 часов ночи по ул. Казбекова,1 без всякого объяснения четверо человека в штатской одежде не преставившись, без предъявления служебного удостоверение, меня насильно посадили в машину. Только находясь в машине сказали, что они сотрудники ДКНБ и что я доигрался. После этого, заехали во двор Балхашского КНБ, там на меня надели наручники и сказали, чтобы я стоял, лбом к стене раздвинув ноги, в таком положении я стоял 15 мин… На втором этаже посадили меня напротив кабинета начальника. Через некоторые время в кабинет, где я находился, зашли 7 или 8 человек в гражданской одежде и на повышенных тонах со всех сторон начали расспрашивать про мой связи с органами прокуратуры и с агентство по делам госслужбы, лишь потом сказали они Следственно оперативная группа созданной Масимовым (Каримом, главой КНБ страны. - И. М.), для разоблачения коррупционеров, продолжали расспрашивать про мои связи с начальником антикоррупционной службы г. Балхаш с Ахметовым и оперативным работником Беляшевым… Я ответил, что с ними только в дружеских отношениях, коррупционного характера с ними ничего общего я не имею”.
Однако же на поверку все оказалось иначе. Мадигалиев позднее не только признал свою вину, но и успел возместить причиненный своими действиями компании “Су Жылу Транс” ущерб в размере 2,5 миллиона тенге. Сейчас он находится под домашним арестом. Его подельник Бейсембек Сармантаев, который тоже дал признательные показания, ныне пребывает под подпиской о невыезде. А в отношении попавших под подозрение антикоррупционщиков мера пресечения вовсе не избиралась. Поясним почему. Оказывается, прокуратура, надзиравшая за ходом расследования, считала, что добытые сотрудниками Нацбюро и КНБ улики против офицеров балхашского МОПК… косвенные! Оттого-то расследование и затянулось.
Тем не менее дело все-таки дошло до суда. Всего в списке обвиняемых семь человек. Оралу Ахметову вменяют в вину превышение власти и злоупотребление должностными полномочиями (статьи 362 и 361 УК). Его подчиненному Олжасу Аметбекову предстоит ответить за фальсификацию доказательств и оперативно-розыскных материалов (статья 416 УК). Заведующий сектором кадровой и организационной работы отдела ЖКХ Балхаша Оналбек Мадигалиев привлечен за мошенничество и подстрекательство к даче взятки (статьи 190 и 28 - 367 УК). Директор КГП “Су Жылу Транс” Бейсембек Сармантаев обвинен по двум фактам злоупотребления должностными полномочиям (статья 361 УК). А предприниматели Ислам Сардарбеков и Юрий Литвинов присели на скамью подсудимых по обвинению в мошенничестве, совершенном группой лиц в крупном размере (статья 190 УК).
Как сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе Карагандинского областного суда, дело будут рассматривать не балхашские служители Фемиды, а их карагандинский коллега. Такое решение было принято после того, как судьи из Балхаша оповестили вышестоящую инстанцию о том, что участвовали в санкционировании меры пресечения некоторым фигурантам и проверяли законность обысков.
Вдобавок, кроме уже задействованных в этих процедурах людей в мантиях, больше никто из их сослуживцев не имеет доступа к госсекретам. А секретных материалов в деле аж два тома! К тому же прокурор ходатайствовал о переносе разбирательств в другой суд, поскольку часть ранее работавших на ответственных должностях подсудимых контактировала с местными вершителями правосудия. Поэтому не исключено возникновение сомнений в их объективности.
В итоге облсуд постановил провести слушания в Казыбекбийском райсуде Караганды. Дело попало к судье Аргыну КУТЫШЕВУ. Процесс начнется уже на следующей неделе.
Ирина МОСКОВКА, фото из соцсетей, Караганда