7020

Виртуальный самообман

Чиновники обещают, что уже этим летом покончат с левым техосмотром

Виртуальный самообман

Один из пунктов закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта”, который вступил в силу 4 мая 2019 года, касается именно обязательного техосмотра. Есть даже специальный приказ “Об утверждении требований к специализированным программным обеспечениям, осуществляющим информационное взаимодействие с единой информационной системой обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним”. Что это означает, прокомментировал председатель комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Самат ГИЛИМОВ.

- Эти меры в первую очередь направлены на то, чтобы навести порядок на рынке предоставления этих услуг, - пояснил Самат Куанышевич. - Ведь сейчас дошло до того, что в интернете людям предлагают сделать виртуальный техосмотр: станции, где машина проходит проверку, как таковой нет, человек отправляет через мессенджер фотографию автомобиля и через некоторое время получает диагностическую карту. И все это не выходя из дома. Это недопустимо! Ведь в первую очередь речь идет о безопасности транспорта, который ездит по дорогам Казахстана. Именно поэтому в закон “О дорожном движении” были внесены дополнения, касающиеся требований к специализированному программному обеспечению, которое используется на станциях технического осмотра. Раньше их не было. Предприниматель, работающий в этой сфере, мог установить любое программное обеспечение. Теперь же 606 операторов будут обязаны использовать только то, которое будет рекомендовать единый оператор АО “Национальные информационные технологии”. Требования к специализированным программным обеспечениям должны быть утверждены до июля 2019 года.

- Вы надеетесь, что это поможет вам бороться с левыми тех­осмотрами?

- Конечно. Благодаря этим программам можно будет определять достоверность прохождения технического осмотра. Мы надеемся очистить этот рынок и сделать его прозрачным. Предприниматели, работающие в этой сфере, прекрасно знают о нововведениях, мы обсуждали эту норму со всеми заинтересованными организациями и ассоциациями. В принципе, те станции, которые работают добросовестно, поддерживают эту инициативу - они просили ввести меры, которые позволят очистить рынок от левых техосмотров. Чтобы вы понимали, скажу: это недешевый бизнес. Чтобы открыть станцию технического осмотра, нужно потратить приличную сумму - только оборудование стоит от 15-20 миллионов и выше плюс здание. И бизнесмен, который вложил столько денег, хочет зарабатывать и делать это в условиях честной конкуренции. Но это невозможно, пока есть те, кто предлагает сделать левый техосмотр.

- А проводить проверки?

- Мы их проводим. Начиная с 2018 года мы проверили 152 оператора, выявили 724 нарушения правил организации и проведения обязательного ТО. Было составлено 193 административных протокола на сумму почти четыре миллиона тенге, из реестра исключены 88 операторов. Наши специалисты выявили 84 факта подделки диагностических карт, составлено 26 административных материалов в отношении операторов технического осмотра, возбуждено два уголовных дела.

- Всего 84 факта подделки карт?! Так мало?

- Да, мы понимаем, что это капля в море. Именно поэтому и вводим новые требования к программному обеспечению. Это должно изменить ситуацию.

- Вы не думали о том, чтобы вообще отменить техосмотр?

- Нет, техосмотр мы отменять не будем, и процедура его прохождения останется прежней - в этом плане для автомобилистов ничего не изменится. Кроме этого у нас есть еще одна серьезная проблема, которую мы надеемся решить с помощью граждан.

По статистике, мы контролируем только около 10 процентов крупногабаритных, тяжеловесных машин, которые передвигаются по Казахстану. На 1900 километров пути у нас приходится всего один пост контроля, на котором установлено соответствующее оборудование. Государство тратит бюджетные деньги на строительство дорог, но они разрушаются из-за того, что по трассам общего пользования передвигаются самосвалы, которые по правилам перевозок могут работать только на карьерах. Но ведь мы говорим о народных деньгах! Поэтому люди не должны оставаться в стороне. Если вы видите, что по трассе едет большой самосвал с грузом, сфотографируйте его и пришлите на наш номер в WhatsApp 8 708 08 80 800. Главное, чтобы были видны номер машины и автотрасса (например, указание, на каком километре была сделана фотография). Мы получаем эту информацию и дальше по отработанной цепочке проверяем ее. К нам уже поступило больше сотни обращений. В основном нарушают владельцы китайских самосвалов - по размеру эти грузовики не такие большие, как известные всем “БелАЗы”, но их грузоподъемность очень высока - от 25 до 40 тонн. Они предназначены только для работы в карьерах, и им запрещено ездить по дорогам общего пользования. Я могу привести в пример такую цифру: 200 китайских самосвалов, перегруженных на десять тонн, в течение десяти лет наносят вред на 240 миллиардов тенге. Мы будем писать в акиматы, в другие госорганы, чтобы этих перевозчиков включали в черные списки.

Я уверен, что водители - порядочные люди, но работодатели в погоне за большой прибылью вынуждают их перегружать машины. Поэтому мы и будем наказывать именно перевозчиков.

- Вы не планируете увеличивать количество постов конт­роля крупногабаритного транспорта?

- Нет, мы будем уходить в сторону цифровизации, чтобы исключать коррупционные моменты. Хотим поставить на въездах на трассы специальные весы, на которые водитель грузовой машины должен будет заезжать самостоятельно. Там будут установлены датчики, автоматически передающие всю информацию в наш ситуационный центр. Весь процесс будут фиксировать камеры. Такой опыт есть в США, и мы его сейчас изучаем. Там водителю грузовика, который проезжает мимо таких весов, грозит серьезное наказание - от штрафа до ареста машины и запрета на ее эксплуатацию. Кроме этого мы планируем использовать системы интеллектуального контро­ля - камеры, которые постепенно будем устанавливать на платных дорогах. Все это должно свести к минимуму коррупционные риски.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Только цифры

В 2018 году на обязательный технический осмотр представлено 2 605 229 транспортных средств: прошли ТО - 2 449 017 машин, не прошли - 156 212 (6,4 процента от общего количества).

Поделиться
Класснуть