Все беды - от нарушения норм
Известный казахстанский архитектор Бахытжан АШИРБАЕВ предлагает свой вариант, как обезопасить левобережье столицы от подтоплений
В минувший понедельник в Нур-Султане состоялся “круглый стол” на тему “Как лучше обустроить столицу”. Главным образом речь шла о том, что Левобережье города совершенно не приспособлено для комфортного проживания людей. По мнению руководителя Центра урбанистики Асхата САДУОВА, все это произошло потому, что возводилось оно по отсталым советским правилам и нормам (см. “Требуется перестройка”, “Время” от 14.5.2019 г.). Сегодня мы предлагаем нашим читателям другую точку зрения по развитию Нур-Султана. Наш корреспондент встретился с архитектором, лауреатом Госпремии Бахытжаном АШИРБАЕВЫМ.
- Бахытжан Кудайбергенович, практически вся ваша жизнь и работа связаны с югом Казахстана. Вы были главным архитектором Шымкента и Южно-Казахстанской области. Как градостроитель, отвечали за подготовку Туркестана к 1500-летию, за что получили орден “Курмет”. С чего вдруг вы озадачились столичной проблемой?
- Зодчий - профессия пассионарная. Есть масса примеров, когда приглашенные архитекторы возводили целые города. Санкт-Петербург, например. Нашу столицу помогали строить такие звезды, как Кисё КУРОКАВА, Манфреди НИКОЛЕТТИ, Микаэль КАЛАТРАВА, Норман ФОСТЕР, Эдриэн СИМС... Так что ничего экстраординарного в том, что я озадачился столичными проблемами, нет.
- Что послужило толчком для этих творческих поисков?
- В командировках я неоднократно оказывался свидетелем того, как плыло почти все Левобережье столицы. Несколько раз видел, как Елбасы устраивал за это разнос акиму. Задумался: неужели эта проблема неразрешима? Открыл google-карту, и ответ пришел мгновенно. Когда я бываю за границей, всегда внимательно изучаю архитектурные находки тамошних градостроителей. Заинтересовало - рассмотрю, каждый кирпичик ощупаю, в каждую дырку залезу, гидов, местных архитекторов достану расспросами, а после архивирую полученную информацию в памяти. Так было и с каналом Чонгечон в Сеуле. По сути, это большой сбросный канал, который проходит почти через весь центр города. В сухое время года его берега служат пешеходной зоной. По вечерам здесь проходят праздники, народные гулянья. В жару горожане находят у воды прохладу. В сезон дождей здесь людей, конечно, нет, зато вся хлябь небесная стекается в эту канаву. До 2003 года Сеул заливало “по самое не хочу”, и тогда мэр столицы продавил снос двухъярусной эстакады, которая обеспечивала транспортную развязку центра города, и проложил на ее месте открытый канал Чонгечон. Сверху над ним проложили две оживленные автострады, по их обочинам - небоскребы.
- Какое отношение сеульская канава имеет к Нур-Султану?
- Да прямое! Корейский опыт поможет нам решить сразу несколько проблем. Главная из них - наводнения левой части столицы. На правой стороне Нур-Султана этот вопрос неактуален. Она была застроена в советское время, когда строительные нормы и правила соблюдались. Все было продумано до мелочей. В них был прописан раздел, предусматривающий в любом населенном пункте, тем более в городе, систему ливневой канализации.
- Разве на левом берегу столицы этого нет?
- Выходит, нет, раз заливает.
- Возможно, какие-то природные или технические препятствия не позволили построить канализацию?
- Я тоже так думал, потом стал разбираться, и вышло вот что. Смотрите на карту: это проспект Кунаева. Он идет от Дома правительства в нижнюю часть города. Вот автостоянки, потом дома. Во дворах парковки. Компьютерная программа показывает, что между домами и дорогой 26 метров свободной земли! Такая же картина и на параллельной улице Сыганак. Предлагаю, не трогая автотрассу, прорыть на свободной земле вдоль Кунаева и Сыганака по каналу. Каждый шириной 15 метров и глубиной 3 метра. Подвести к ним арычки со смежных улиц, и пусть эти водоводы протянутся по всему городу и выйдут дальше Талдыкуля. Елбасы постоянно за его зловоние ругает градоначальников. Я же предлагаю пустить ливневку дальше Талдыкуля на большой и незастроенный участок, соорудить там водохранилище, поставить очистные сооружения - и вот вам бассейн на 32 миллиона кубов!
- На первый взгляд, столица плоская, как зеркало, и чтобы вода в вашей “ливневке” не застоялась, нужны мощные насосы и прочие гидросооружения...
- Смотрите, это самая высокая точка города, расположена она на высоте 346 метров над уровнем моря, а вот самая нижняя точка, которая находится на выходе из города. Здесь 345 метров. Перепад - метр. Этого достаточно, чтобы сточная вода без всяких насосов уходила вниз по трубопроводу.
- Насколько этот проект может быть дорогостоящим?
- Смету я не составлял. Этим должны заниматься другие люди, но навскидку скажу, что для Нур-Султана это копейки. Полагаю, что стоимость канала примерно такая же, что и расходы на ликвидацию последствий двух потопов.
- Если все так просто, почему никто до сих пор не додумался до этого?
- Ну почему никто? Когда я изобрел этот велосипед, позвонил друзьям, которые строили столицу. Они мне и рассказали, что еще на стадии ее проектирования в конце девяностых ныне покойный академик Калдыбай МОНТЫХАЕВ предлагал проложить канал, который брал бы начало с Ишима, охватывал Левобережье и возвращался назад в Ишим. Что потом с этим проектом стало, не знаю.
- И все-таки не есть ли ваш вариант решения проблемы всего лишь фантазия на заданную тему?
- При чем тут фантазии?! Мы такой же реализовали в Шымкенте на реке Бадам. В свое время она доставляла кучу хлопот как местным жителям, так и властям. Раньше на предупреждение и ликвидацию последствий наводнений тратили до 100 миллионов тенге, а потом отошли от берегов на 20 метров. Прорыли канал шириной 50 метров и глубиной 5 метров. Откосы укрепили специальной сеткой, сквозь которую сегодня растут трава и деревья. Внутри канала на глубину на четыре метра прорыли еще один ров и пустили по нему реку. Верхний ярус канала страховочный, на случай поводков. Таким образом, на девяти километрах, где проложен этот канал, проблем нет ни у жителей, ни у властей.
- Раз уж заговорили о Шымкенте, задам вопрос от всех горожан. Почему последние несколько лет даже самый безобидный дождь превращает улицы мегаполиса в водные артерии? Что или кто в этом виноват?
- Виною всему тупость, другого слова нет! Наши пращуры, две тысячи лет назад построившие этот город, продумали его так, что вся вода с улиц уходила в реку Бадам. Перепад между самой высокой точкой города и у Бадама составляет 200 метров. Чтобы потоком не смывало строения, предусмотрели целую систему арыков. По ним часть сточных вод уводилась в три городских канала. Знаю человека, у которого была толстенная книжка, где были расписаны все городские арычки, канавки и каналы. Разбуди его среди ночи - он с закрытыми глазами скажет, какой арык открыть-перекрыть, чтобы город не залило. Старика на пенсию спровадили, с ним ушли и знания.
- То есть проблема Шымкента в том, что нет грамотного специалиста, который мог бы, как хороший постовой, регулировать водные потоки в городе?
- Да, а еще то, что все арыки позакрывали. Пройдите по городу. Арык идет, идет, а потом раз - и бетонный кляп. Оказывается, арык мешает землевладельцу, он его и закрыл, а ведь по закону при проектировке любого объекта хозяин обязан предусмотреть, куда вывести ливневую канализацию; если нет водоотвода, проложить его; если стоки грязные, поставить очистное оборудование. По уму ни один акт приема застройки не должен подписываться компетентными органами, если эти нормы не соблюдены. Вот только нормой стало нарушение норм. Отсюда и все беды.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото Рано КАЗАКОВОЙ и из личного архива Бахытжана АШИРБАЕВА, Шымкент