Размазать пробки по утру
Удастся ли в Астане разгрузить дороги в часы пик?

Власти столицы нашли, по их мнению, самый быстрый и малозатратный способ. Вместо строительства дорогостоящих развязок и новых дорог акимат предлагает перенести время начала рабочего дня в министерствах, нацкомпаниях и других организациях. План прост: развести потоки машин во времени, чтобы избежать утреннего транспортного коллапса.
На растяжку становись!
Если инициатива получит поддержку на правительственном уровне, новый график рабочего дня будет выглядеть так: поликлиники и больницы будут открываться не в 8.00, а в 7.30, а в министерствах и нацкомпаниях приступят к труду не в 9.00, а в 8.30. Время начала работы финансовых институтов перенесут с 9.00 на 9.30, а торговых (ТЦ) и бизнес-центров (БЦ) - с 9.00 на 10.00. Детские сады и школы останутся в прежнем графике - с 8.00.
По данным столичного акимата, изменение расписания затронет несколько ключевых категорий. Примерно 10,5 тысячи астанчан работают в министерствах, порядка 6000 - в нацкомпаниях, 5000 человек - в финансовых учреждениях. Около 4000 жителей занято в ТЦ и БЦ, а еще 6000 работают в больницах и поликлиниках. Итого под новый режим могут попасть около 30 000 человек. К слову, в Астане, по официальным данным, проживают около 1,4 млн человек.
Но, как и любое нововведение, рабочая новелла вызвала бурную дискуссию. Кто-то считает это разумной мерой, кто-то - очередной бюрократической инициативой, которая усложнит жизнь.
Полчаса - как 5 минут: это много или мало?
Госслужащие уже жалуются: теперь у них останется меньше времени, чтобы отвезти детей в садик и школу. Если раньше между открытием детсадов и началом рабочего дня был час, теперь останется 30 минут.
“Как быть родителям, у которых рабочий день начнется в 8.30, а сады и школы откроются в 8.00? Бежать, лететь, телепортироваться?” - возмущается один из комментаторов в соцсетях.
Медики тоже недовольны. Их рабочий день смещается на 7.30, но дети в школу и садик все равно идут к 8.00. Значит, кому-то придется менять свой режим.
У госслужащих есть и другое опасение, связанное с негласным правилом задерживаться на работе.
- Если работа будет начинаться в 8.30, то вопрос: будут ли нас при этом вечером отпускать в 17.30? Я знаю, что точно нет! Мы сейчас раньше 19.00 никогда не уходим, хотя рабочий день до 18.00. Короче, лучше не сдвигать наш рабочий график... - грустно высказалась сотрудница одного из госорганов.
Война за парковку
Другой острый вопрос - парковочные места, которых в городе не хватает.
“Представляю, как в 8.30 все министерские займут парковку. К 9.30 приедут банковские и будут кружить по кварталу в поисках свободного места. Вечером та же история: кто раньше приехал с работы и поставил во дворе машину - того и тапки”, - пишет пользователь в комментариях.
Из других городов уже доносятся шутки-язвы: “Теперь у вас пробки будут с 8.00 до 10.30” - а некоторые вообще предлагают части астанчан перенести начало рабочей недели на... воскресенье, чтобы снизить трафик.
В этом вопросе есть и юридически спорный нюанс - а вправе ли маслихат менять график работы министерств, банков и бизнеса?
- В законе о местном самоуправлении не прописано, что маслихат или акимат может устанавливать рабочие часы. Для подведомственных организаций - да, а вот частному сектору, квазигоссектору и тем более правительственным структурам - только рекомендовать. Рабочее время устанавливает работодатель, и закрепляется это в трудовом договоре, - подчеркивает юрист Сергей УТКИН.
Другими словами, заставить все организации работать по новому графику невозможно. Каждый работодатель должен сам решать, стоит ли следовать рекомендациям акимата. А дальше уже работники будут думать, соглашаться с новыми условиями или менять работу…
Эти меры - на год-два
- Когда я работала в акимате, у нас уже был перенос начала рабочего дня с 9.00 на 8.30, тоже из-за пробок. Я как раз с левого берега добиралась на автобусе до правого. Если честно, какой-то разницы особо не заметила. Утром в любое время в часы пик машин много. Чтобы удостовериться, что игра строит свеч, нужно провести этот “эксперимент” в пилотном режиме и понять, как люди добираются на работу и сколько времени проводят в пути, а потом уже принимать окончательное решение, - высказала свое мнение архитектор-урбанист из Астаны Айгерим ОСПАНОВА.

Другой столичный урбанист Алихан КУШЕРБАЕВ обратил внимание сразу на несколько моментов. Во-первых, если развести рабочее время белых воротничков, то непонятно, что будут делать клерки, пришедшие на работу раньше своих партнеров в других конторах:
- В деловом мире все ориентируются в основном на банковские часы. Если предложили банкам открываться в 9.30, а нацкомпаниям - в 8.30, то представьте, что вы - бухгалтер в “Казатомпроме” теряете целый час утреннего времени: ни платежку отправить, ни с банком связаться.
Во-вторых, если министерствам изменят график, то их территориальные департаменты в регионах также будут вынуждены подстроиться, что вызовет цепную реакцию. Урбанист предсказывает, что если, например, МВД начнет работу в 8.30, то начальники местных департаментов должны будут быть в своих кабинетах в это же время, а значит, и весь подчиненный состав в регионах окажется под давлением нового графика.
Кушербаев считает, что перенос рабочего времени может снизить пробки в Астане максимум на год-два. Освободившееся пространство на дорогах быстро займут другие автомобили.

- Когда в столице открыли мост на Тауелсыздык, он сначала разгрузил дороги. Но буквально через год мост уже стоял в пробках. Чем лучше условия для личного транспорта, тем больше его становится, - выделил он закономерность.
Эксперт подчеркивает, что большинство популярных мер уже исчерпано. Дальше “надо ставить автомобилистов в неудобное положение” - обустраивать выделенные полосы для автобусов, развивать общественный транспорт, увеличивать его пропускную способность, чтобы “75 процентов жителей проезжали без пробок”.
Город без плана
IT-стартапер, автор проектов в области логистики и транспортной мобильности в Казахстане Нурлан ИСКАКОВ считает инициативу по изменению графиков работы не решением, а борьбой с последствиями, которая не затрагивает коренные причины транспортного коллапса.

- И раздражает то, что пока президент не укажет на какую-то проблему, у нас ни акимат, ни маслихат не начинают инициативно их решать, - отмечает Искаков, напоминая, что 25 января этого года именно Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил столичному акиму срочно решить проблему пробок в Астане.
По мнению моего собеседника, основная причина пробок в столице - это бесконтрольный рост пригородов, который не сопровождается развитием инфраструктуры и рабочих мест. В качестве примера он приводит Косшы (в Акмолинской области, расположен в 25 км от Астаны), который превратился из поселка в город без планирования транспортной сети и инженерных коммуникаций.
Кроме того, отсутствие централизованной политики в области пространственного развития приводит к хаосу: нет координации между городскими и областными властями, отсутствуют четкие правила выделения земель под застройку, не учитывается развитие инфраструктуры и транспортной системы при проектировании новых районов.
Другой серьезной проблемой Искаков называет несистемное градостроительное планирование. По его словам, города развиваются стихийно, без учета пропускной способности дорог, нагрузки на электросети, теплоснабжение и водоснабжение:
- Если мы ставим пятиэтажный или десятиэтажный дом, у нас количество жителей в этом месте меняется. Справится ли та инфраструктура, уличная дорожная сеть, коммунальная инфраструктура с этим новым жильем?
Эксперт считает, что вместо того, чтобы решать эти вопросы на этапе проектирования, власти реагируют постфактум, вводя косметические изменения.
Нурлан Искаков, как и урбанисты, настаивает, что основная ставка должна делаться на общественный транспорт и вело/пешую инфраструктуру. Но для этого нужна политическая воля. Однако власти, по его словам, “боятся гнева автомобилистов” - большой армии городского населения. Любые изменения, ограничивающие их передвижение (например, выделенные автобусные полосы, одностороннее движение), неизбежно вызовут их негодование, причем не только в соцсетях, и приведут к росту социального недовольства.
- Ну, и нужно учитывать, что в Астане сосредоточены правительство, парламент, Акорда. Все чиновники, депутаты регулярно передвигаются на автомобиле, и ограничение движения может вызвать острую реакцию и со стороны этой влиятельной группы, - полагает собеседник.
Опыт соседей
Идея развести во времени транспортные потоки, как известно, не нова.
В Пекине в 2011 году ввели систему ограничения движения авто по номерным знакам. Четные номера ездят в четные дни месяца, нечетные - в нечетные, а машины с иногородними номерами вообще не вправе передвигаться по китайской столице в часы пик.
В Москве для борьбы с пробками в 2010 году сдвинули начало рабочего дня для разных сфер. Однако уже в 2011-м в мэрии признали, что введенное для чиновников начало рабочего дня на час раньше так и не повлияло на столичные пробки.
В Астане идея с переносом рабочего дня пока на стадии обсуждения. Акимат обещает консультироваться с министерствами. В нашей мэрии констатируют, что самые большие заторы в столице наблюдаются на левобережье, особенно в квадрате улиц Туран - Улы Дала - Бокейхана - Сарайшык из-за высокой концентрации административных, деловых и жилых объектов в этом районе.
Тогжан ГАНИ, Астана