3047

Где контроль, там и порядок

Поможет ли наделение жилищных инспекций дополнительными контрольными полномочиями навести должный порядок в многоквартирных домах?

Где контроль,  там и порядок
В сфере управления многоквартирными жилыми домами нет госконтроля.

Мало кто сомневается, что жилищная инспекция с ее нынешним функционалом попросту неэффективна как надзорный орган над деятельностью КСК. Во-первых, потому, что в деятельность кооперативов как общественных некоммерческих организаций согласно действующему закону о жилищных отношениях инспекция самостоятельно вмешиваться не вправе - только по заявлениям и жалобам граждан. Во-вторых, если жилищная инспекция и вмешивается, то ее полномочия ограничиваются только проведением проверок и составлением протоколов.

Например, аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК на отчетных встречах с населением говорил, что ежегодно в акимат поступает в общей сложности до 3000 (!) жалоб на работу КСК.

Как сегодня работает система реагирования на жалобы жильцов на нерадивых председателей КСК? Даже если люди закидают своими обращениями не только управление жилищных отношений, но и акимат, прокуратуру, полицию, все эти жалобы в любом случае спускают в жилуправление как в компетентный орган, курирующий сферу ЖКХ и КСК. В своих ответах на гневные письма специалисты, как правило, разъясняют собственникам квартир законы и отправляют их в суд. В некоторых случаях инспекторы выезжают на место конфликта, проводят проверку, собирают материал для адмсуда, и тогда нашкодившего председателя КСК могут оштрафовать. При этом ушлые управдомы платят штраф из денег, сданных собственниками жилья на общедомовые нужды, а затем продолжают, довольно потирая руки, привычную им деятельность.

А может, будь у жилинспекторов больше полномочий, особенно по проведению проверок и применению карательных мер к нерадивым управленцам, не было бы такого бардака в сфере ЖКХ & КСК?

Владимир ПЕРМИН.

Председатель общественного объединения “Добровольное общество защиты прав нанимателей” Владимир ПЕРМИН тоже задался этим вопросом и обратился с ним в управление жилищной политики Алматы. В результате переговоров и предложений гос­орган и общественник в минувшем феврале заключили меморандум о взаимодействии, основной целью которого является защита прав собственников квартир жилого фонда южной столицы. Но на этом все дело и встало.

- Мы планировали разрабатывать нормативно-правовое поле в сфере взаимоотношений председателей КСК и жильцов, провести проверку делопроизводства всех кооперативов Алматы (их зарегистрировано 842. - Е. Т.) на предмет соблюдения закона. Что имеется в виду? Протоколы общих собраний собственников квартир, заседаний правления и ревизионной комиссии нужно не просто регистрировать, а вносить в специальный журнал учета, опечатывать. Если все это будет соблюдаться, то председателю кооператива будет трудно переделать на свой лад документы, у него сильно урежутся возможности ими манипулировать, - пояснил Владимир Пермин. - Но я столкнулся с тем, что у инспекторов нет никаких правил проведения проверок, нет методики их проведения! Как они мне сами сообщили, руководствуются они только проверочным листом в сфере управления жилфондом, утвержденным Миннацэкономики. Причем сам этот проверочный лист является приложением, заметьте, к Предпринимательскому кодексу. Но при чем здесь ПК?

- А как проходят проверки на местах? Допустим, жильцы просигнализировали о том, что в подвале кто-то самовольно оттяпал себе часть территории, - продолжает мой собеседник. - Инспектор приходит на место, разбирается с этим, но если видит в подвале еще и оборванные провода коммуникаций, которые грозят замыканием, он не зафиксирует это нарушение в протоколе. То же самое будет, если инспектор вдруг увидит трещину в стене или в трубах, которые вот-вот рванут. Потому что жильцы, к сожалению, не написали об этом факте в своем заявлении! Скажет он об этом жителям - еще вопрос. Если инспектор - порядочный человек, наверняка посоветует: мол, напишите об этом факте нам в управление, тогда мы снова придем, отреагируем - таков порядок.

Действительно ли так происходит на практике? В АО “Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ” в ответе на наш запрос подтвердили: “В настоящее время жилищной инспекцией осуществляется проверка и контроль в сфере управления жилищным фондом в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. На сегодняшний день жилищная инспекция реагирует только на поступившие жалобы от физических и юридических лиц, обратившихся в письменном виде. Жилищная инспекция не имеет права беспрепятственно в любое время посещать с проверкой объекты (по тексту выделено нами. - Е. Т.)”.

Подтвердил вышесказанное, только в более расширенном виде, замруководителя управления жилищной политики Алматы Мейржан ОТЫНШИЕВ в ответе на наш запрос, вместе с тем добавив: “В случае выявления нарушений со стороны органа управления (многоквартирным домом. - Е. Т.) сотрудники жилищной инспекции по окончании проверки выдают акт о результатах проверки и предписание об устранении нарушений руководителю органа управления. Кроме того, в случае отсутствия ежеквартальных отчетов и текущих, сберегательных счетов предусмотрена административная ответственность в соответствии с п. 4, 5 ст. 320 КоАП РК” (см. “Дословно”).

Владимир Пермин уверен: пока не будут разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие правила проведения и методику проверок жилинспекторами, такие проверки так и останутся чистой формальностью - бесполезными и малорезультативными.

Между тем в управлении жилищной политики не преминули заметить: “Контроль за деятельностью КСК в первую очередь должен быть в интересах самих собственников помещений (квартир) и должен осуществляться со стороны самих жителей, так как все необходимые полномочия законом переданы именно жильцам”. Но если все в руках жителей многоквартирных жилых домов, тогда зачем вообще нужна жилищная инспекция, не правда ли?

Впрочем, мы против того, чтобы именно так ставить и решать вопросы. Интерес у жителей многоэтажек, чтобы в их домах был порядок, конечно же, есть. Да вот только где взять работающему человеку время, силы, а многим и нервы после трудовых будней еще и бороться за свое жизненное пространство? Если владелец квартиры исправно платит за все комуслуги, отчисляет в КСК все необходимые взносы на содержание общедомового имущества, разве не вправе он спокойно отдыхать и наслаждаться жизнью в своем жилье? Ладно, если бы был простой, понятный всем и, главное, эффективный механизм участия жильцов многоэтажки в ее содержании. Но ведь сегодня сбор только лишь общего собрания собственников квартир выливается, как говорится, в один большой геморрой: кворума нет никогда, а те, кто собирается, редко приходят к консенсусу - сколько людей, столько и мнений.

В трудные для страны 90-е годы правительство свалило с себя весь груз жилкомхозовских проблем многоэтажек, взвалив их на плечи граждан, а само просто самоустранилось. Образно говоря, государство не стало заводить щуку (по-настоящему действенный контролирующий орган в сфере ЖКХ), чтобы караси (председатели КСК) не дремали (читай: не наглели и не воровали).

А такая щука нужна! Об этом, кстати, не раз заявляли на самом верху. Причем нужна злая щука, а может, даже и акула, которую не надо звать - она сама может приплыть за добычей в любой момент.

Сегодня в парламенте рассматривают новую версию закона о жилищных отношениях, где КСК реформируют по принципу “один дом - одно объединение собственников имущества (ОСИ)”. Но для жилищной инспекции в новом законе мало что изменится: ее полномочия чуть расширят, но только в плане обеспечения безопасной эксплуатации опасных тех­устройств на объектах ЖКХ и контроля в сфере газа и газоснабжения. А вот в плане проверок и ужесточения контроля за председателями КСК/ОСИ инспекторы, судя по всему, так и останутся пассивными наблюдателями.

Но, может, еще не поздно внести изменения? Причем не только в сфере надлежащего ведения управдомцами документации и содержания общедомового имущества, но и в финансовых отношениях, о чем мы писали в материале “А ну-ка подсчитаем!” (см. “Время” от 30.4.2019 г.).

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира Заикина и Романа Егорова, Алматы

Дословно

Статья 320 Кодекса об административных правонарушениях “Нарушение требований законодательного акта Республики Казахстан о долевом участии в жилищном строительстве и жилищного законодательства РК”:
п. 4. Нарушение органом управления объектом кондоминиума сроков открытия текущих и (или) сберегательных счетов на объект кондоминиума в банках второго уровня в случаях, предусмотренных жилищным законодательством, влечет предупреждение.
п. 5. Нарушение органом управления объектом кондоминиума сроков представления ежеквартального отчета по управлению объектом кондоминиума влечет предупреждение.
Действия (бездействия), предусмотренные частями четвертой и пятой статьи, совершенные в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на физических лиц в размере 10, на юридических лиц в размере 20 месячных расчетных показателей. (В этом году эти штрафы составляют соответственно 25 250 и 50 500 тенге. - Ред.).

Поделиться
Класснуть