Такой закон им не нужен
Учителя в печали: самые важные, по их мнению, нормы исключили из законопроекта “О статусе педагога”, такие как ранняя пенсия, льготная ипотека, статус наставников молодежи в городах республиканского значения и другие. Пояснение Минфина, Миннацэкономики традиционное: денег в бюджете нет. Свои протестные настроения учителя выразили вчера на “круглом столе” в Астане, организованном профильным профсоюзом.
В обедневшей и обчекрыженной редакции документ поступит в парламент, как ожидается, в марте. Какие он потерпел потери?
- В нем исключили ранний выход педагогов на пенсию. Не поддержали лечебное пособие к отпуску в размере двух окладов, оставив один оклад, как сегодня. Еще не поддержали статус столичных педагогов (Астана, Алматы, Шымкент) с соответствующей повышенной зарплатой, как это принято в мировой практике. По жилью мы предлагали специальную льготную программу для учителей без первоначального взноса по сниженной кредитной ставке, но это тоже не прошло. Хотя на самом деле программа “7-20-25” для наших педагогов неподъемна.
Нам сказали, что все эти нормы связаны с большими финансовыми затратами, однако у нас в республике всего 500 тысяч педработников. И не хватает еще около 5 тысяч. Но мы намерены поднять эти вопросы в мажилисе, когда туда поступит законопроект, и найти поддержку у избранников народа, - прокомментировала “Времени” зампредседателя отраслевого профсоюза работников образования и науки страны Айгуль МУКАШЕВА (на снимке).
Кроме того, не прошли нормы о повышенной стипендии для студентов педагогических вузов и льготном приеме выпускников-алтынбельгистов. На этапе согласования с госорганами против большинства вышеперечисленных норм выступили Минфин и Миннацэкономики. А в ранней пенсии педагогам отказывает Минтруда и соцзащиты населения.
- Почему Минтруда не поддержал? Потому что с 1998 года у нас действует накопительная пенсионная система и каждый человек со своей зарплаты ежемесячно отчисляет 10 процентов на свою будущую пенсию. Госорган беспокоится, что педагог с 30-летним стажем при досрочном выходе на пенсию накопит мало и не получит повышенную базовую пенсию. Мы будем думать, как найти баланс, - объяснила Айгуль Мукашева.
Учителя за “круглым столом” не скрывали своего разочарования и возмущения. Они чувствуют себя обманутыми, ведь во время разработки законопроекта им обещали горы, Минобразования и науки даже советовалось с ними, организовав сбор предложений, а теперь в будущем законе могут остаться лишь “нерасходные” нормы: запрет на оскорбления учителей, на принуждение к несвойственным им работам (заполнение стадионов, на санкционированные властями массовые акции, обход домов, субботники, сбор урожая и другое).
- Выслуга лет была главной нормой в этом законопроекте! Изначально нам обещали, что при 30-летнем непрерывном стаже мы сможем уходить на пенсию по желанию. Если этот пункт не останется, я уверена, что учителя поднимутся. Точно так же, как и многодетные матери! Я, например, в том числе. Коль сказали “а”, говорите и “б”. Потому что сейчас с каждым годом сложнее учителю работать: ввели трехъязычие, обновленную программу, электронный журнал, который вечно виснет, Интернетом школы нормально не оснащены, учительский труд становится все тяжелее. Для нас самый острый и больной вопрос - это пенсионный возраст, - высказалась газете “Время” учитель географии Галия СЫЗДЫКОВА (на снимке).
- Что вообще осталось в законопроекте? Лишь небольшие изменения. Все уверены, что учителя все стерпят. Но мы не останемся в стороне, а будем добиваться! Нам столько обещали, как же мы надеялись на этот закон! Тот же статус столичных педагогов, ведь у столичных учителей повышенная нагрузка! Мы все отрабатываем по две смены, поток приезжающих растет с каждым годом! - добавила преподаватель колледжа Астаны Роза БРАЛИНА.
Ознакомившись с нынешним вариантом законпроекта, учителя уверены, что он не соответствует своей задаче повышать статус педагога и привлекать в вузы талантливых абитуриентов.
На “круглом столе” приводились сравнения с другими странами. В государствах ОЭСР, на которые мы равняемся, доходы учителей идентичны средней зарплате по стране. В России, с которой мы состоим в одном экономическом союзе, с 2012 года средний заработок педагогов приравняли к средней зарплате по региону. 20 февраля этого года глава РФ, обращаясь к Федеральному собранию, подчеркнул, что “нельзя опускать планку”. Более того, он предложил с 2020 года запустить программу “Земский учитель”, по которой учителя, которые захотят работать в малых городах и селах, будут получать по 1 млн рублей.
В Казахстане, по данным за 2018 год, учителя со всеми надбавками получают только 65 процентов от среднереспубликанской зарплаты. По информации комитета статистики Миннацэкономики, средняя зарплата отечественных педагогов 102 тысячи тенге, а по данным профсоюза - 80-95 тысяч, при этом начинающий получает всего 50 тысяч тенге.
Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана