Судьба е-резидента
МИД намерен внести свой конкретный вклад в дело привлечения в отечественную экономику иностранных инвестиций, представив проект “Электронное резидентство”. Идея заключается в том, что любой иностранец может через сайт нашего внешнеполитического ведомства подать заявку о желании вести бизнес в Казахстане и в случае ее одобрения получить затем в любом зарубежном диппредставительстве нашей страны карту виртуального резидента с биометрическими данными пользователя и электронной цифровой подписью. После получения статуса виртуального резидента люди будут вправе открыть компанию в Казахстане и удаленно вести бизнес. Стоит ли эта игра свеч? Вот что думают по этому поводу наши эксперты.
Владислав КОСАРЕВ, депутат мажилиса:
- Проект, конечно, интересный и заслуживает внимания. Форма регистрации иностранцев в качестве виртуальных резидентов - это просто шаг к открытости экономики Казахстана. Но вот экономический эффект от этого будет, боюсь, невысоким. Потому что в нашем бизнесе очень часто имеет место непорядочность людей. Я опасаюсь, что виртуальный резидент наткнется на людей, которые его огорчат. У нас, извините, сосед соседа обманывает средь бела дня, глядя в глаза. А тут гражданин другой страны, который находится за тысячи километров. Есть реальная вероятность того, что виртуальный резидент, один раз столкнувшись с таким случаем, быстренько свернет бизнес и больше не захочет вести дела в Казахстане.
Ислам КУРАЕВ, политолог:
- Любой бизнес на первых порах - это прибыль для государства: получение различных документов, уплата налогов, создание рабочих мест и т. д. То есть однозначно придет какой-то капитал из-за границы. На мой взгляд, прежде всего китайский и российский. Но это в краткосрочной перспективе.
А в дальнейшем, наоборот, деньги будут выводиться из страны. Если это будут какие-то западные компании, то вывод денег, скорее всего, будет производиться легально. А вот если из СНГ, то, может быть, и нелегальный. В стране фактически останутся только налоги и заработная плата наших граждан, если они будут работать в этой компании. Если компания будет заниматься, скажем, производством, то она будет продавать свой товар нашим гражданам, а доход будет вывозиться за границу. Ведь любой человек желает прежде всего работать на свой карман. К тому же сам проект “Электронное резидентство”, судя по всему, нацелен на средний бизнес. Вряд ли мы таким образом будем привлекать серьезных больших инвесторов, ведь они без проблем могут приехать в Казахстан и открыть тут дело.
А в целом могу сказать, что если сами граждане внутри страны не могут развивать бизнес, то никакие проекты по привлечению инвестиций извне не помогут. Тем более что, как мы знаем, наше государство живет в основном за счет нацкомпаний, а налогообложение, на которое тут делается ставка, - это какой-то мизерный процент. Так что ориентироваться надо в основном на себя.
Шавкат САБИРОВ, руководитель объединения юридических лиц “Интернет-ассоциация Казахстана”:
- Сам по себе проект заслуживает внимания хотя бы только потому, что на сегодняшний день иностранные граждане не могут пользоваться в нашей стране многими услугами из-за отсутствия у них электронной цифровой подписи. Так что если в рамках проекта иностранцы будут получать электронную цифровую подпись, выпущенную Национальным удостоверяющим центром, это будет очень хорошо. Казахстан большая страна, но нас очень мало, всего 18 миллионов человек. И нам нужны дополнительные ресурсы, которые может дать этот проект. Я думаю, мы могли бы пойти по пути того же Сингапура, который стал инфраструктурным, финансовым, транспортным, IT-хабом для всего мира. Наши месторасположение и возможности позволяют нам сделать то же самое.
Что же касается высказанных опасений по поводу возможного мошенничества, увода денег за рубеж, то об этом, на мой взгляд, говорить вообще не приходится. Потому что, во-первых, все будет осуществляться электронным способом, так что отследить, например, какие-то платежи будет несложно. Во-вторых, дела будут вестись внутри Казахстана, так что нам легче будет все это контролировать. Мы не можем оказать влияния, например, на зарубежные интернет-ресурсы или информационные системы, но мы в состоянии это сделать дома.
Плюс нужно понимать, что информационная составляющая у Казахстана намного выше, чем у наших коллег по евразийскому пространству, особенно по нашему региону. Кроме того, казахстанское экономическое пространство выгоднее, чем, к примеру, российское, в силу ряда причин, тех же санкций против РФ. У нас будет дешевле и проще размещать на хостинге свои сайты. У нас будет проще вести бухгалтерию, потому что все можно делать онлайн. У нас будет проще пользоваться госуслугами. Конечно, надо будет смотреть за всем этим хозяйством, чтобы не было каких-то противоправных действий, но это уже другой вопрос.
Петр СВОИК, экономист:
- Идея хорошая, красивая. Попробовать в любом случае стоит. Но при этом надо иметь в виду многие наши специфические особенности, отличающие нас, в частности, от Эстонии, у которой мы хотим перенять опыт. Прежде всего у нас основной бизнес - это добыча сырья на экспорт. А он и так уже в основном под контролем иностранцев, причем посторонним туда вход воспрещен - там уже давно все поделено. И никакие карточки виртуального резидента тут не помогут.
Второй по значимости бизнес в Казахстане - это работа с государственными ресурсами: тендеры, госзаказы и т. д. И тут виртуальное присутствие сомнительно. Хотя государство и пытается обеспечить некую анонимность участия, например, в тендерах, то есть избежать прямого контакта с чиновниками, но на самом деле до этого еще далеко. Этот вид бизнеса связан с обязательными непосредственными контактами с чиновниками как на стадии оформления заявки на тендер или госзаказ, так и на стадии исполнения. В механизм такого взаимодействия входят обязательные откаты. А как эту проблему решать виртуально, непонятно.
Что же касается всего остального бизнеса, то он меньше связан с государством, но там и навара меньше. Виртуально открывать, скажем, СТО или автомойки мало смысла. Потом надо иметь в виду, что товарищи иностранные инвесторы, на деньги которых мы рассчитываем, вообще-то не из благотворительных организаций и если и будут вкладываться в Казахстан, то из расчета “на каждый вложенный доллар хотя бы полтора доллара вывезти”. Поэтому тут надо будет еще и решать вопрос, каким образом стимулировать реинвестиции в Казахстан. Потому что у нас сейчас и бюджет, и платежный баланс, и, соответственно, курс тенге очень напряжены. Сальдо текущих операций платежного баланса в минусах. И нам надо думать о том, как сделать так, чтобы каждая заведенная сюда денежка крутилась внутри страны и приносила нам не разовую, а постоянную прибыль. Короче, идея правильная, но нужно ее дорабатывать.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы