Как размагнитить мегаполис
Что нужно переделать, чтобы Алматы не превратился в большую деревню?
В преддверии Дня города, который алматинцы будут отмечать завтра, 20 сентября, власти мегаполиса представили проект его генерального плана, рассчитанного на ближайшие 15 лет (см. “Нарисуют - будем жить”, “Время” от 9.9.2015 г.). Сегодня некоторые подробности задуманного рассказывает один из руководителей проектных работ, начальник архитектурно-планировочного отдела ТОО “Проектный институт Алматыгипрогор-1” Алтай САТЫБАЛДИЕВ.
- Во время общественных слушаний вы сказали о том, что решено отказаться от строительства двух из четырех городов-спутников, которые должны были появиться вдоль Капшагайской трассы. Это довольно неожиданная новость: ведь чиновники так долго носились с этой идеей, преподносили ее как панацею от “каменных джунглей” и были готовы вложить в “золотые” города миллиарды тенге. С чего вдруг такие перемены?
- Изначально в проекте 4G-City была заложена очень серьезная ошибка. По сути, эти города были расчленены крупными магистралями (населенные пункты должны были расположиться по обе стороны Капшагайской трассы. - О. А.), поэтому ни один из них невозможно было рассматривать как цельный городской комплекс. Почему мы все-таки оставили два города?
В первый - Gate City (его собираются построить в районе Первомайки. - О. А.) - уже вложены достаточно большие средства, там выполнен ряд планировочных работ, проложены электросети, пробиты будущие улицы. Бросать все это было бы непозволительной роскошью. Но рассматривать Gate City как отдельный город невозможно - это будет жилой район, который впоследствии вольется в Алматы. Его часть, согласно первому проекту, должна была располагаться за БАКАДом. Но мы решили секвестировать эту территорию и сократили ее до четверти от того, что планировалось изначально. За кольцевой автодорогой и восточнее Капшагайской трассы город развиваться не будет. Второй населенный пункт - Green City - сразу же планировался как один из районов Капшагая. Мы сочли, что его можно сохранить в таком виде. При этом оба города достаточно условно можно назвать спутниками Алматы.
Мы считаем, что гораздо важнее развивать уже существующие населенные пункты, например Жетыген. Вложить в них те деньги, которые предполагалось потратить на строительство вышеназванных четырех городов: построить там производственные объекты, дороги, инженерные сети, детские сады, больницы, школы. То есть сделать из них современные, привлекательные города, в которых могли бы жить и работать люди, не хуже, чем Алматы.
- Вы много говорили о том, что нам уже сейчас нужно предпринимать серьезные меры по ограничению населения Алматы - его ресурсы ограничены. Что конкретно вы собираетесь делать?
- Сейчас очень активно застраиваются территории рядом с городом, причем делают это приезжие из депрессивных регионов Казахстана. Войти в их положение, конечно, можно, но при этом нужно понимать, что в таком случае скоро Алматы станет одной большой деревней, застроенной одноэтажными, сделанными как попало домами. Как раз таки чтобы этого избежать, нужно создать контрмагниты - города, которые перетягивали бы на себя людей. Ими могли бы в первую очередь стать Капшагай и Жетыген.
Если учесть, что в Алматы ежегодно приезжают, чтобы остаться, 30-35 тысяч человек, нужно сделать так, чтобы у них появился стимул размещаться где-то в другом месте и желательно - на некотором отдалении от южной столицы. Конечно, невозможно сразу всех перетянуть, сначала люди по-прежнему будут стремиться в Алматы, но со временем... В том же Капшагае жилье более доступное, опасности землетрясений нет, город хорошо продувается, экология лучше, никаких пробок на дорогах. Создайте рабочие места, условия для досуга - и люди выберут этот вариант.
Сейчас закончен проект, в котором прописаны все тонкости территориальной организации алматинской агломерации. Там предусмотрены все меры, которые могли бы развивать города-контрмагниты, и их постепенно нужно воплощать в жизнь. Руководство нашего города ставит определенные вопросы перед администрацией Алматинской области: нельзя все время питаться ресурсами мегаполиса и решать за его счет свои проблемы. Например, сейчас вокруг южной столицы будет определен пояс, на территории которого нельзя будет начинать строительство без согласования с акиматом Алматы. Речь, как вы понимаете, идет о землях, фактически принадлежащих области. Мы вообще хотим предусмотреть меры, которые бы в этих районах ограничили строительство вне населенных пунктов.
- По вашим оценкам, к 2020 году алматинцев будет 2 миллиона 100 тысяч человек, в 2030-м - на 300 тысяч больше. А какое количество людей может выдержать наш город?
- Если превысится порог в три миллиона человек, могут возникнуть проблемы, которые нам будет очень сложно решить. Что означает такое количество жителей? Полтора-два миллиона автомобилей, необходимость создания новых рабочих мест, каких-то предприятий - значит, ухудшится экологическая ситуация. К тому же застройка сама по себе является концентратором тепловой энергии. Сейчас в летний период над городом висит так называемый конус тепла, который губительно действует на горы, усиливая таяние ледников. Со временем эти проблемы могут только усугубиться. И это уже глобальные тенденции, на которые будет очень сложно повлиять. Именно поэтому нам и нужно развивать на удалении от Алматы систему городов, которые бы в едином комплексе работали вместе с мегаполисом.
- Какой была самая большая проблема, с которой вы столкнулись при разработке генплана?
- Это проблемы, которые могут возникнуть в связи с пробивкой новых магистралей. У нас хорошая плотность дорог в центральной части города, а на периферии их - раз-два и обчелся. Поэтому, чтобы проехать из одного конца Алматы в другой, все едут через его центр. Для решения этой проблемы мы предлагаем создать сеть скоростных магистралей, которые соединят все эти крайние районы, обходя ядро города.
Но “пробить” и построить эти дороги будет очень сложно. Из миллиона квадратных метров жилья, которые в рамках реализации генплана нужно будет снести, примерно 25 процентов связаны как раз с необходимостью пробивать магистрали. Как вы понимаете, у людей и представителей акимата далеко не всегда совпадают представления о справедливой цене за жилье. Первые считают, что им не доплачивают, а вторые не хотят переплатить. Нужно соблюсти баланс интересов. Ведь первоначальный проект того же БАКАДа пришлось серьезно корректировать именно из-за того, что мы не смогли найти согласия с владельцами земельных участков, по которым должна была пройти магистраль. Например, сейчас нам нужно соединить Наурызбайский район с городом, пробить проспект Абая, а там - сплошь частный сектор. Так что, если из предложенного нами будет реализована хотя бы половина, считайте, что это уже очень хорошо.
В ближайших номерах газеты “Время” мы продолжим рассказывать о том, как может измениться Алматы в обозримые 10-15 лет: какие дороги и новые виды транспорта станут доступны его жителям, продолжат ли власти реализовывать проекты, предложенные датским архитектором Яном ГЕЙЛОМ.
А в номере нашей “толстушки” за 24 сентября можно будет прочесть о том, каким станет центр города через полтора десятка лет.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
А тем временем
Стук в Сети
Похоже, власти Алматы наконец-то начали реагировать на чаяния рядовых горожан. В течение нескольких дней после сообщений в социальных сетях было уволено руководство детской городской клинической инфекционной больницы и наказана администрация ресторана, возле которого были вырублены деревья.
В первом случае дело обстояло следующим образом. Алматинка Айнур СЕЙТАКЫН разместила в Facebook подкрепленный фотографиями рассказ об ужасных условиях в ДГКИБ, где она лежала с маленьким ребенком. После этого в лечебное учреждение нагрянула проверка во главе с акимом города Бауыржаном БАЙБЕКОМ. Руководство больницы не спас проведенный накануне в срочном порядке косметический ремонт - приказом руководителя управления здравоохранения Алматы главный врач “инфекционки” Ержан АЛИБИ, а также старшая медсестра и медсестра инфекционного контроля были освобождены от занимаемых должностей.
Что касается ресторана Shangrila на пересечении улиц Наурызбай батыра и Жамбыла, то его администрация также погорела из-за бдительных пользователей Facebook. “Зеленые” заметили, что вдоль улицы напротив заведения без разрешения были вырублены пять совершенно здоровых дубов, и опубликовали фотографии с комментариями в Интернете. Поднялся скандал, и в минувший четверг Бауыржан Байбек лично приехал в ресторан, чтобы разобраться в ситуации. Теперь руководство Shangrila обязано будет вместо вырубленных пяти дубов посадить 50 новых деревьев лиственной породы.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы