Споры у колодца
Дефицит ГСМ, с которым казахстанцы сталкиваются практически каждый год, текущей осенью достиг критических масштабов. Почему в нефтедобывающей стране автомобилисты вынуждены покупать бензин по талонам и что делать в сложившейся ситуации? Ответы на эти и другие вопросы искали вчера в Алматы участники дискуссии “Дефицит автомобильного топлива: жажда у колодца”, организованной аналитической группой “Кипр”.
С основным докладом выступил главный эксперт департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики Нурбек АМАНГЕЛЬДЫУЛЫ, который сообщил, что производственные мощности всех трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов не покрывают потребностей внутреннего рынка по светлым видам нефтепродуктов: даже при полной загрузке этих НПЗ дефицит составляет 30-40 процентов. Восполняется этот недостаток за счет импорта из РФ и других стран. А во второй половине 2014 года поставки топлива из России по ряду причин стали снижаться, что и привело к топливному кризису.
Для стабилизации ситуации правительство увеличило загрузку отечественных НПЗ, перенесен с октября этого года на март 2015-го плановый ремонт Шымкентского завода, импортировано из РФ 68,5 тысячи тонн Аи-92, усилен контроль за незаконным вывозом нефтепродуктов и т.д. Помимо этого часть потребностей внутреннего рынка была покрыта поставками из Китая. Этот шаг оказался эффективным, так что в 2015 году Минэнерго планирует переработать в рамках толлинговых операций около 200 тысяч тонн нефти, что позволит поставить на внутренний рынок порядка 168 тысяч тонн высокооктанового бензина и тем самым снизить зависимость от поставок из России.
Для решения проблемы также разработан план мероприятий по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, включающий меры по расширению географии импорта ГСМ, в частности, из Белоруссии и Азербайджана, созданию дополнительных запасов дизтоплива и стабилизационного резерва бензина марок Аи-92 и 93, реконструкцию и модернизацию казахстанских НПЗ и другие проекты и меры.
Другой докладчик, главный научный сотрудник Института экономики комитета науки Министерства науки и образования Олег ЕГОРОВ, высказал совсем иное мнение. Он уверен, что дефицит топлива связан вовсе не со снижением поставов нефтепродуктов из России.
- Я думаю, что возникновение в разных местах страны дефицита топлива - это не отсутствие топлива, - сказал он. - Работают какие-то сдерживающие силы, которые, как мне кажется, ожидают в будущем повышения цены на бензин.
Единственный выход из сложившейся ситуации Олег Егоров видит в строительстве хотя бы еще одного НПЗ, поскольку тех, что существуют сегодня в Казахстане, катастрофически не хватает, к тому же они уже морально устарели.
- Новый завод, который может быть построен под кашаганскую нефть на западе Казахстана, - это тот выход, от которого можно ожидать результата в течение трех лет, - отметил эксперт.
После выступления докладчиков в зале разгорелась жаркая дискуссия. Председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр СВОИК счел неэффективным антикризисный план Минэнерго, поскольку он не решает проблему в комплексе:
- Весь план построен на экстренных стабилизационных мероприятиях. Проскользнула лишь мысль расширять Шымкентский НПЗ, но в целом это называется “нам бы день простоять и ночь продержаться”.
Изменить ситуацию в целом, считает Петр Своик, можно, лишь поменяв в целом модель экономики, основанной на экспорте сырья.
Довольно жестко раскритиковал выступление Нурбека Амангельдыулы и глава Союза потребителей финансовых услуг Айдар АЛИБАЕВ:
- Это формальное выступление: просто приехал человек, чтобы отстреляться. Я считаю, что главная причина ситуации, которая сегодня сложилась, - это исключительно неэффективное управление в нефтяной отрасли и сговор, монополизация этой сферы. Поэтому единственный путь, который может сдвинуть проблему с места, - это устранение монополии в нефтяной сфере и налаживание конкурентной среды.
Среди причин, приведших к дефициту ГСМ, главный эксперт комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Дана МУХАМЕТОВА назвала тот факт, что цена на топливо регулируется лишь на розничном рынке, а на оптовом регулирование отсутствует, что приводит к дисбалансу. Есть недочеты и в законодательстве, согласно которому одним резервуаром для хранения ГСМ может пользоваться лишь один субъект.
- А в стране ограниченное количество резервуаров, - заметила при этом Дана Мухаметова. - ...Налоговый комитет опасается, что может быть теневой оборот, но мнение нашего комитета заключается в том, что необходимо все эти вещи контролировать, но не ограничивать. Потому что для бизнеса это очень затратно - арендовать целый резервуар, чтобы хранить небольшой объем.
В принципе, большинство участников дискуссии поддержало мнение Олега Егорова о том, что нам необходимо развивать собственное нефтеперерабатывающее производство. Однако возник вопрос: где взять средства на строительство нового НПЗ? Представитель Института экономики считает, что ради этого не грех воспользоваться средствами Национального фонда. Ведь в свое время взяли же оттуда ресурсы на помощь банкам. Между тем директор консалтинговой компании Ulagat Business Group Марат КАИРЛЕНОВ предложил строить мини-НПЗ:
- Да, можно строить огромные заводы, и это будет более выгодно. Но можно построить много мелких, и в течение пяти лет малый бизнес перестроится и дальше уйдет в нефтехимию. Ведь есть бизнесмены, которые могут купить мини-заводы.
Компромисс между этими двумя решениями предложил представитель Союза фермеров Мурат СЕИЛХАН:
- Надо строить четвертый НПЗ. До этого года вопрос активно обсуждался, но последние два-три месяца идут разговоры о том, что это очень дорогой проект и лучше реконструировать существующие НПЗ. Я думаю, это связано с EXPO-2017. Так что я предлагаю запустить мини-заводы и поддержать их до 2017 года. А потом, когда деньги появятся, надо строить еще один НПЗ.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
А тем временем
Бензина будет меньше
Возгорание на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ), произошедшее в минувшую субботу, не повлияло на общий объем переработки нефти, однако частично снижен объем производства светлых нефтепродуктов, сообщила вчера служба корпоративных коммуникаций собственника предприятия - АО “КазМунайГаз-переработка и маркетинг”.
“Продолжается выпуск товарной продукции: бензина, дизельного топлива, топлива для реактивных двигателей ТС-1, мазута, битумов, серы, кокса. Однако произошло частичное снижение объемов производства светлых нефтепродуктов и увеличение выхода прямогонного мазута”, - говорится в сообщении.
Как сообщалось в СМИ, утром 25 октября в технологической печи подогрева сырья для каталитического крекинга произошло возгорание, которое через три часа было локализовано, а еще через 20 минут - полностью ликвидировано.
В настоящее время ремонтно-строительное управление ПНХЗ ведет восстановительные работы. Предстоит полностью заменить внутреннее устройство печи П-102, отремонтировать газоход, примыкающий к дымовой трубе.
“Для выхода на полный технологический режим и завершение восстановительных работ необходимо ориентировочно 20-25 календарных дней”, - сообщили в компании.
По сообщению Интерфакс-Казахстан