Учи тому - не знаю чему
В минувший вторник, который рискует стать черным для всего отечественного просвещения, глава профильного ведомства был обескура-живающе креативен.
Вы будете смеяться, но Аслан САРИНЖИПОВ собирается в очередной раз совершенствовать многострадальное Единое национальное тестирование. Для ЕНТой цели предназначены так называемые тесты нового поколения - с вопросами, требующими развернутых ответов и эссе. На смену “бумажному” формату сдачи ЕНТ придет компьютерный, но самое главное: школьникам дадут возможность пересдавать тест несколько раз (!) в течение года.
В кулуарах Дома правительства Саринжипов напомнил журналистам, что переход на новые тесты произойдет совсем скоро - в 2015 году. Ну а чтобы школьники на ура сдавали экзамены, министерство предлагает с малых лет обучать их... специальностям будущего.
- Сейчас нужно обучать специальностям, которые еще не существуют, - не моргнув глазом, сообщил Аслан Бакенович. - Науки обновляются каждые три года, каждые пять лет полностью обновляются, соответственно, появляются специальности, которые мы еще не знаем.
После заседания журналисты попытались уточнить у главы МОН, о каких специальностях идет речь. На что министр ответил с обескураживающей прямотой:
- Раз мы о них еще не знаем, я не могу сказать, какие это специальности. Я говорю о том, что в мире в целом меняется парадигма образования. Мы должны обучать детей специальностям, которые еще не открыты, когда они окончат школу через 10-15 лет, будут новые специальности, о которых мы еще не знаем. Мы должны дать ученику такие навыки, чтобы, когда он окончил школу или вуз, он умел ориентироваться в изменившемся мире.
Кстати, о навыках. На заседании кабмина глава национального космического агентства (Казкосмос) Талгат МУСАБАЕВ пожаловался, что уровень знаний выпускников программы “Болашак” сегодня оставляет желать лучшего.
По его словам, среди сотрудников Казкосмоса есть выпускники вузов Советского Союза, а также российских профильных вузов, например, Московского авиационного института, филиала Московского авиационного института, МГТУ. В Казахстане, добавил Мусабаев, открыты кафедры по подготовке специалистов аэрокосмического направления в Национальном университете имени аль-Фараби в Алматы, бывшем политехническом институте и в Евразийском университете им. Гумилева.
Подводя итог, премьер-министр Серик АХМЕТОВ отметил: несмотря на то что государство уделяет большое внимание подготовке педагогических кадров, отток молодых талантливых педагогов в другие отрасли, где создаются условия, платят повышенную заработную плату, не уменьшается. Премьер подчеркнул: без решения кадровых вопросов государственные меры по развитию образования будут малоэффективными.
Лэйла БАСАРОВА, фото Тимура Батыршина, Астана
От редакции Говоря откровенно, желающих сделать из отечественного образования эдакий постоянно действующий испытательный полигон в Казахстане хватало и до г-на Саринжипова. Но нынешний министр своим реформаторским пылом рискует превратить этот полигон в пепелище. Стоит ли, Аслан Бакенович?
Наши дети, смеем надеяться, не сделали ничего такого, что давало бы вам право использовать их как подопытных кроликов.
И еще. Беседуя с журналистами в кулуарах правительства, вы в очередной раз сослались на мировой опыт: дескать, во всем мире сейчас “меняется парадигма образования”. Так вот, согласно словарю, парадигма - это “исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в науке; смена парадигм является научной революцией”. Позвольте спросить, что такого революционного вы предлагаете? Передать госвузы в “конкурентную среду” по принципу “баба с возу - кобыле (то бишь министерству) легче”? В очередной раз “тюнинговать” ЕНТ, которое, по мнению многих не последних в отрасли специалистов, стоило бы вовсе отменить, вернувшись к старым добрым госэкзаменам? Наконец, обучать детей еще не ведомым (даже вам!) “специальностям будущего”? В последнем случае проще было бы распустить наших чад по домам - пускай ждут этого самого “будущего”...
Ну а если серьезно, то у нас есть программа развития образования до 2020 года - вполне себе приличный документ, над которым трудились многие светлые головы. Где гарантия, что ваше гипотетическое “лучшее” не станет врагом уже существующего хорошего?