По секрету всему свету
Полгода назад в газете “Время” был опубликован материал о шести алматинских нотариусах, бросивших вызов системе. Смельчаки отказались разглашать информацию о своих клиентах, как того требуют принятые правила электронного правительства, и были на длительное время лишены возможности работать (см. “Нотариалити-шоу”, “Время” от 10.1.2013 г.). Сведения о договорах купли-продажи и доверенностях, имена суррогатных матерей и наследников собирает частная компания, почему-то названная национальным оператором. Тех же, кто не захотел передавать ей данные, наказывало государство. Чтобы выяснить, кто прав и виноват в этом юридическом казусе, нотариусы дошли до Верховного суда, который призвал Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру разобраться в сложной ситуации. Вот только чиновники продолжают игнорировать рекомендации высшей судебной инстанции...
Шесть алматинских нотариусов, отбывших дисквалификации, по-прежнему не могут понять, за что, собственно, их наказали. Ведь они просто защищали интересы граждан.
- Мы с самого начала говорили, что одна статья закона обязывает нас передавать информацию о совершенных действиях в электронный реестр, а другая требует, чтобы мы соблюдали профессиональную тайну, - говорит председатель нотариальной палаты г. Алматы Карагоз КАЛАБАЕВА. - Но нас никто не хочет слушать. Даже Верховный суд, куда обратилась наша коллега Карина ХАСАН, оставил ее иск без удовлетворения, но при этом подтвердил, что в законе есть пробелы, несоответствия и противоречия. Время идет, но никто не собирается их устранять. Каждый из нас может в любой момент оказаться под следствием за разглашение личной тайны граждан, обязанность по сохранению которой возложена на нас по закону. А представляете, если произойдет утечка информации? Совсем недавно один из наших коллег был наказан за то, что при оформлении доверенности опирался на данные Единой нотариальной информационной системы (ЕНИС). Он сделал все по инструкции - ввел ИИН, сверил данные. А потом выяснилось, что удостоверение было подделано. Так ведь фотографий в системе нет - как ей можно доверять?
Незащищенность сведений - вот что пугает нотариусов в первую очередь. Все данные об их действиях передаются частной компании в лице акционерного общества “Национальные информационные технологии” (АО “НИТ”). Это не КНБ, не МВД и не Минюст. Мало ли, вдруг программа будет взломана или сработает человеческий фактор? Тысячи бизнесменов, чиновников и простых смертных окажутся в центре внимания мошенников и преступников. Есть и щекотливые темы - усыновление, суррогатное материнство, раздел имущества, наследство. Совсем недавно произошла утечка информации о результатах тестирования чиновников корпуса “А”. Похоже, хранить секреты в нашей стране пока не научились.
- Я много лет отработал в нашей профессии, - рассказывает нотариус Багитжан ГАЛИЕВ. - Ко мне обращаются одни и те же люди, со многими я дружу, поддерживаю близкие отношения. Каждому из них я говорю: ты хочешь, чтобы информация о твоей сделке попала в Интернет? Все сразу отказываются. Посмотрите, что сейчас происходит в мире. Идет настоящая кибервойна - воруют информацию о банковских счетах, взламывают почту, интерес представляют даже архивы газет и телеканалов! А тут мы собираем в одном месте все, что касается жизни казахстанцев. Фамилии, суммы, адреса. Завтра это выбросят во Всемирную паутину, кто будет отвечать?
Поначалу тех, кто отказывался передавать информацию, было несколько сотен. Но после карательных операций со стороны контролирующих органов их осталось не больше десяти.
- Мы отказались передавать информацию, чтобы защитить себя и тех, кто к нам обращается, - утверждает еще один пострадавший Серик ИСЛЯМИЕВ. - Нас начали за это наказывать. Моя лицензия была приостановлена в результате незаконной внеплановой проверки, назначенной городским департаментом юстиции. А назначить ее можно только по заявлению или в том случае, если существует риск непосредственной угрозы жизни. Какую угрозу представляет обычный нотариус? При этом мы зафиксировали огромное количество нарушений. Например, в суде АО “НИТ” представлял адвокат, нанятый при помощи тендера государственного холдинга “Зерде”. Но это незаконно - адвокат не имеет права быть поставщиком услуг, поскольку ему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью! Когда нам отказали в удовлетворении иска, то обязали оплачивать услуги защитника, арестовали наше имущество. Вы чувствуете, как четко работает механизм? А все из-за того, что мы отказались сотрудничать с частной компанией!
Интересно, что и Верховный суд - самый справедливый и независимый орган страны - принял два абсолютно противоположных решения по делу ЕНИС. Еще в июле 2012 года, когда поднялась волна возмущения среди нотариусов, которых обязывали заключать договоры и оплачивать работу электронного реестра, во все областные суды, в Минюст и АО “НИТ” сверху было отправлено официальное письмо. Подписал его председатель надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного суда Елис АБДЫКАДЫРОВ. Послание вроде бы носит рекомендательный характер и не является нормативным документом, однако в нем есть тонкий намек, чью сторону надо принимать в спорных ситуациях.
“При нарушении нотариусами требований закона, а именно неосуществления регистрации в реестре ЕНИС совершенных нотариальных действий, решение о приостановлении действий лицензии таких нотариусов представляется обоснованным”, -
пишет господин Абдыкадыров. Однако спустя несколько месяцев, после того как в Верховный суд обратилась Карина Хасан, высший орган вдруг поменял позицию. В рекомендациях, направленных в Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру, Елис Абдыкадыров признает, что процесс приостановления лицензий урегулирован недостаточно ясно. Поводом для приостановления лицензии послужила нерегистрация нотариусом своих операций в электронном реестре. Однако в статье 34 Закона “О нотариате” этого действия нет в перечне тех, за которые приостанавливается лицензия. Зато оно упомянуто в статье 49 того же документа! По всей видимости, асы юридической науки были весьма удивлены этому обстоятельству. Именно поэтому они порекомендовали Минюсту и надзорному органу принять какие-либо меры к устранению несоответствия. Кстати, Верховный суд подтвердил, что права Карины Хасан были нарушены. Ее лицензию приостановили из-за отсутствия договора с АО “НИТ”, однако через два дня она поставила подпись под этим документом, о чем уведомила комитет регистрационной службы. По закону вернуться к работе она должна была в течение трех дней, но фактически это произошло... через полтора года!
Теперь в Верховный суд обратилась еще одна наказанная - Салидат АБУЗОВА. У нее точно такие же претензии, как и у остальных коллег: она лишилась работы, потому что отказалась подписывать договор с АО “НИТ” и передавать туда информацию. Полгода и она, и два ее сотрудника провели в вынужденном отпуске.
- Еще один важный момент: сведения, предоставляемые ЕНИС, не всегда соответствуют действительности, - говорит глава алматинской нотариальной палаты Карагоз Калабаева. - В апреле нам сказали, что благодаря электронной системе были обнаружены доверенности, выданные умершими гражданами. Несколько случаев произошло в Алматы. Начали разбираться. Оказалось, что информация о смерти человека поступает в ЕНИС в лучшем случае через неделю. А бывает - через месяц и даже полгода! И все это время родственники оформляют документы от его лица. Что же это за онлайн-база, если она так долго обновляется?
К работе ЕНИС есть и простой вопрос: почему за ее использование нужно платить абонентскую плату, если программное обеспечение было разработано за счет государства и является частью электронного правительства? Еще в прошлом году комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи Минюста в лице председателя Кузембека НОГАЙБЕКОВА признал, что нотариусов фактически принуждают к платному использованию системы. Тогда он заявил, что министерство изыщет средства, чтобы перевести ЕНИС на свой баланс. Воз и ныне там. А потом комитет возглавил другой человек...
- Во всех судах мы говорим одно и то же, - подводит черту Карагоз Калабаева. - Закон “О нотариате” нуждается в экспертизе Конституционного совета. Мы ходатайствуем о передаче закона в этот орган, где заседают сильнейшие юристы страны, но нам все время отказывают. К сожалению, обратиться в Конституционный совет самостоятельно граждане Казахстана не имеют права. Поэтому мы надеемся, что когда-нибудь судьи нас услышат. Пора уже поставить точку в этом споре.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail: mikhail.kozachkov@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА
13.06.2013