Большие манёвры
После публикации “Гладко было на бумаге, да забыли про овраги” (см. “Время”от 16.5.2013 г.) о проблемах алматинских дорог в редакцию пришло немало откликов. Люди рассказывали о наболевшем: заторах возле их домов, бесконечном ремонте дорог и непрофессиональной работе регулировщиков. Некоторые замечания наших читателей прокомментировали заместитель акима Алматы Юрий ИЛЬИН (на левом снимке) и начальник управления дорожной полиции ДВД южной столицы Ермек КУСАИНОВ (на правом снимке).
- Алматинские дороги ремонтируют и строят по принципу: сделали, отбили деньги по тендеру - а там хоть трава не расти. Почему акимат не следит за порядком проведения ремонтных и коммунальных работ?
Ю.И.: В Алматы действительно была примета: если на какой-то улице положили новое дорожное полотно, то на следующий год там обязательно разроют и начнут менять трубы. Уверяю, что больше такого не будет. В этом году мы собрали с организаций, отвечающих за канализацию, свет, водопровод, тепло, графики проведения плановых работ. Запросили информацию о ремонте улиц у управления дорог и мостов. Эти данные передали структурам, отвечающим за нанесение разметки. Свели всю эту информацию в единую базу и попросили эти организации составить план работ на ближайшие три года. Так мы надеемся избежать ситуации, когда сегодня асфальт положили, завтра - разрыли. Конечно, исключения будут, но только в случае возникновения аварийных ситуаций.
- О развязке возле бывшего автовокзала “Саяхат” впору слагать легенды: куда ни ткнись - пробки.
Ю.И: Возможно, в перспективе там нужно будет что-то поменять. Но сейчас мы не рассматриваем проспект Райымбека как знаковую улицу, влияющую на дорожное движение в целом. Сегодня мы пытаемся уменьшить транспортный поток по магистральным улицам - таким, как Рыскулова. Со следующего года начнем строительство большого объездного кольца вокруг Алматы, которое будет выходить на границы города в западном, северном и восточном направлениях.
- Уже давно запустили фрагмент дороги по Аль-Фараби - Навои, сейчас строят развязку на Розыбакиева. Но до сих пор нет разметки на том участке дороги.
Ю.И.: В этом районе еще продолжается строительство, скоро там будут класть верхний слой асфальта. Пока все работы не закончатся, разметку делать не будут.
- Система организации дорожного движения в Алматы устарела, город растет, транспортный поток увеличивается, а на улицах ничего не меняется.
Е.К.: Действительно, организация дорожного движения, которая действует сейчас, сложилась еще в 70-е годы прошлого столетия и с тех пор практически не менялась. Многие дорожные знаки были выставлены еще в те времена, когда спальный район не сложился, не было так называемого делового центра, новых магистралей и развязок. Именно поэтому мы предложили провести исследование и разработать схему движения для автомобилистов на ближайшие 10-20 лет. Нас поддержал аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ. Надеюсь, что в ближайшее время будут выделены порядка 240-250 миллионов тенге, необходимых на проведение такого исследования. Специалисты, в том числе и зарубежные, изучат Алматы и определят, как по-новому должно быть организовано дорожное движение. Когда проект утвердят, мы будем поэтапно, начиная с основных магистралей, его реализовывать.
- Что конкретно может измениться?
- Сейчас речь идет только о предложениях. Например, мы хотим установить по Аль-Фараби, Восточной объездной, Саина интерактивные дорожные знаки, на которых будет в зависимости от обстоятельств и времени суток меняться допустимая скорость движения для автомобилей. Допустим, сейчас 60 километров в час, а через какое-то время, когда поток транспорта увеличится, - 80. Думаю, что многие улицы нужно будет сделать односторонними. Закрыть левые повороты, а взамен построить обособленные правые съезды. К примеру, возьмем проспект Абая. На нем в обоих направлениях нужно запретить левый поворот, а улицы, перпендикулярные Абая и Толе би, сделать односторонними. Должны появиться обособленные полосы для движения общественного транспорта. Как именно все изменится, покажет исследование, о котором я говорил.
- По Алтынсарина вверх движется огромное количество транспорта, много машин едет и по Жандосова. На перекрестке этих улиц каждое утро нереальный затор!
Ю.И.: Это острый, наболевший угол. Восточнее проспекта Алтынсарина происходит сужение, и там действительно нужно принимать какие-то меры. Возможно, в перспективе при застройке города в этом месте мы будем расширять улицу.
- В городе полно остановок общественного транспорта, которые мешают проезду транспорта. Пора бы что-то с ними делать.
Ю.И.: Сейчас как раз решается, какие из них нужно убрать. В центре города ситуация более-менее стабильная, чего не скажешь о микрорайонах и Алатауском районе. Недавно мы запретили останавливаться напротив торгового центра “Мерей”. Есть вопросы по поводу остановок на новой развязке на Момышулы - проспекте Райымбека.
- Ходят слухи, что некоторые дороги в Алматы сделают платными...
Ю.И.: Все будет зависеть от исследования, о котором мы уже говорили. Например, есть предложения сделать платным въезд в так называемый деловой квартал Алматы, который большей частью относится к Алмалинскому району. Но это далекие перспективы.
- Чтобы автомобилисты поменьше контактировали с полицейскими, нужно весь город обложить камерами - глядишь, и порядка станет больше.
Е.К.: Система видеоконтроля, которая действует в городе, уже доказала свою эффективность. С декабря выписано штрафов более чем на два миллиарда тенге. За некоторыми автомобилистами числятся штрафы на миллион тенге и выше. И они приходят и платят, потому что другого выхода нет. В этом году установим 107 камер, в следующем, если бюджет позволит, еще пятьдесят. За транспортными потоками должна следить техника, а не человек. Хотелось бы сказать и по поводу регулировщиков, на работу которых часто жалуются автомобилисты. Я считаю, что они должны появляться на наших перекрестках только в случае необходимости, например, когда происходит авария или перестает работать светофор. Не нужно выгонять их на улицу по любому поводу.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
08.06.2013