Зияющие высоты
11 воздушных гаваней страны объединят в единый холдинг под крылом ФНБ “Самрук-Казына”, кроме этого откроют еще 32 региональных аэропорта, но при этом часть авиакомпаний, скорее всего, прикажет долго жить. Об этих и многих других переменах в гражданской авиации говорили на прошедшем в минувшую субботу в Алматы совещании с участием министра транспорта и коммуникаций республики Аскара ЖУМАГАЛИЕВА и руководителей казахстанских авиакомпаний.
Что примечательно, совещание проходило в Академии гражданской авиации (АГА) - учреждении, о котором на прошлой неделе на страницах нашей газеты нелестно отозвался ветеран-авиатор Дмитрий ДУШИМОВ (см. “Не наведём порядок в авиации - будем чаще объявлять в стране траур!”, “Время” от 6.2.2013 г.). В том интервью, напомним, Дмитрий Аббасович подробно рассказал, какой, по его мнению, нужно извлечь урок из последних трех страшных авиакатастроф в Казахстане и что нужно изменить в казахстанской авиации. После публикации Душимову позвонил глава Минтранскома, поблагодарил за советы и пригласил на встречу.
- На предыдущем совещании в прошлом году мы говорили, что к авиакомпаниям будут применяться жесткие требования, которые на тот момент разрабатывались, - напомнил в начале встречи Аскар Жумагалиев. - И эти требования в газетах подверглись обструкции. Писали, что эти международные правила рано вводить в Казахстане, их надо запускать в 2025 году. И что мы сейчас имеем? - жестко поставил вопрос министр, недвусмысленно намекая на последние трагические события.
- В Академии гражданской авиации не обучают нормальных специалистов! - возмущенно продолжил он. - Что это такое - они на Ан-2 учат?! И на тренажере Ту-134! Да этот самолет никто в Казахстане не эксплуатирует, кроме “Казавиаспаса”!
Министр напомнил: конечно, одной из причин, из-за которых почти 4 года назад казахстанские авиакомпании попали в “черный список” Евросоюза, стал ненадлежащий контроль за безопасностью полетов со стороны авиавластей страны. По сути, авиакомпании некому было проверять - на низкую зарплату в Комитет гражданской авиации Минтранскома (КГА) шли специалисты с низким уровнем квалификации.
- У нас есть проблемы в авиационной отрасли, - признал председатель КГА Бекен СЕЙДАХМЕТОВ. - Я вам это честно, открыто говорю. 50 процентов работников в КГА не имеют авиационного образования! Работающий пилот, который получает в среднем 15 тысяч долларов, разве пойдет в КГА на нынешнюю зарплату? Сейчас правительство нас поддержало, чтобы увеличить штат и зарплату нашим работникам - 40 инспекторов будут набраны в КГА и будут получать достойную зарплату (до 10 тыс. долларов в эквиваленте. - В.Б.).
После этого главный авиатор страны привел статистику авиационных ЧП последних лет и констатировал: крушение самолета CRJ-200 в январе - первая катастрофа отечественного пассажирского самолета на территории страны в истории независимого Казахстана. Однако при проведении авиационных работ (облеты, патрулирование) были и другие печальные прецеденты. Так, в 2010 году в Казахстане было зарегистрировано 7 авиационных происшествий, в том числе три - со смертельным исходом, в них погибли 10 человек. В 2011-м зафиксировано всего одно происшествие, в 2012-м - шесть, причем два - со смертельным исходом: девять жертв. Проанализировав 13 последних происшествий и катастроф в гражданской авиации (не считая последних - крушения вертолета Ми-8 в 2012 году и катастрофы с CRJ-200 - по ним еще нет результатов расследования; падение пограничного Ан-72 не относится к юрисдикции КГА), в комитете вынуждены констатировать: десять из них случились из-за нарушения техники пилотирования! И этот пресловутый человеческий фактор наводит на грустные выводы: контроль в авиации - никакой, специалистов не хватает, а новички слабо подготовлены.
Собственно, об этом казахстанской стороне не раз заявляли специалисты Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Недавно представители этой организации в ООН создали план действий для Казахстана по развитию авиации и соответствию ее международным стандартам. А в начале этого года в Казахстан прибыли специалисты Бюро технического сотрудничества ИКАО, которые в течение года будут консультировать отечественных специалистов гражданской авиации. Это должно помочь выйти нашим авиакомпаниям из “черного списка” ЕС.
Говорили на совещании и о КГА, в котором из 54 “специалистов” половина... без авиационного образования.
По информации Бекена Сейдахметова, в стране действуют 56 авиаперевозчиков: пять из них осуществляют регулярные пассажирские рейсы, 20 - чартерные, три - грузовые, а 23 выполняют различные авиационные работы. Такое количество компаний для гражданской авиации страны многовато, считает глава КГА. Парк воздушных судов, которые сегодня находятся в эксплуатации, насчитывает 475 единиц, 73 процента из которых - советского производства, в том числе 170 “кукурузников” Ан-2, которые сейчас не эксплуатируются для перевозки пассажиров. По словам председателя комитета, большинство авиационных происшествий приходится именно на эту модель.
Правда, у пяти казахстанских авиакомпаний страны, работающих на рынке пассажирских перевозок, 84 процента парка состоит из западной техники.
При этом “Эйр Астана” и “Скат” только за 2012 год завезли по 8 западных самолетов каждая. В 2013 году флот этих компаний пополнят еще 11 современных лайнеров.
При этом, признал Сейдахметов, дефицит воздушных судов сохранится. Решить эту проблему может помешать высокая пошлина на самолеты. Дело в том, что до вступления Казахстана в Таможенный союз (ТС) пошлина на ввозимые западные лайнеры была нулевой. С созданием ТС Россия стала настаивать на введении пошлины в размере 20 процентов от стоимости самолета. Беларусь и Казахстан смогли отстоять действие прежних правил только до 1 июля 2014 года.
- Мы хотели продлить льготу до 2019 года, но пока результаты переговоров с Россией не дали положительных результатов, - признал Сейдахметов. - В связи с этим предлагаем провести обновление парка воздушных судов через АО “Самрук-Казына” и Казахстанскую транспортную лизинговую компанию в текущем году.
Далее глава КГА рассказал об ужесточении требований к авиакомпаниям, занимающимся регулярными коммерческими перевозками. К слову, наша газета не раз писала, что к 2015 году этих перевозчиков хотят заставить проходить аудит безопасности по 8 категориям Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA), а также обязать иметь в парке не менее трех одинаковых самолетов и запустить собственные сайты по онлайн-продаже авиабилетов.
- Данное постановление на подписании в правительстве, с 2015 года эти требования будут предъявляться в обязательном порядке, - сообщил в этой связи Сейдахметов.
- Возможно, некоторых перевозчиков мы в результате этого аудита в будущем не увидим, - заметил по этому поводу глава Минтранскома. - Но это необходимо сделать, чтобы у нас были нормальные, безопасные авиакомпании. Поэтому компаниям уже сейчас нужно задуматься и начать готовиться.
Кроме того, Бекен Сейдахметов предложил ограничить в Казахстане эксплуатацию самолетов старше 20 лет, приняв соответствующее решение не позже 2017 года. Однако любой авиатор знает: годность самолета исчисляется не его возрастом, а отработанным ресурсом полетов и посадок. Оттого многие лайнеры и в 40 лет годны к эксплуатации. Посему, видимо, министр не мог не вставить свою ремарку:
- Это обсуждаемая норма. Если кто-то не согласен - давайте смотреть.
Наряду с этим глава КГА предложил объявить с этого года мораторий на регистрацию новых эксплуатантов - “пока не наведем порядок с теми, кто есть”.
Затем речь на совещании зашла о воздушных гаванях. Недавно в правительстве было принято принципиальное решение о создании холдинга аэропортов. Управляющая компания, создаваемая на базе фонда “Самрук-Казына”, будет управлять 11 государственными аэропортами. К руководству холдингом планируется привлечь иностранный менеджмент. Заметим: решение пока еще документально не оформлено.
- В прошлом году решен вопрос о передаче в государственную собственность аэропорта Петропавловска, - сообщил Сейдахметов. - Взлетно-посадочная полоса (ВПП) аэропорта Тараза была передана в госсобственность, и на бюджетные средства начата процедура реконструкции этой ВПП. В прошлом году началась также реконструкция ВПП аэропорта Талдыкоргана (этим занимается Министерство обороны). К 2016 году планируется завершить реконструкцию всех оставшихся аэропортов и ВПП, чтобы они соответствовали нормам ИКАО.
На совещании была затронута и проблема развития региональной авиации. В конце 2012 года наша газета опубликовала на эту тему большое интервью с ветераном авиации Шмидтом САБИРОВЫМ. После выхода этой статьи у Шмидта Омаровича было несколько встреч в Астане. А теперь в КГА готова целая программа развития этой отрасли.
- Рассматривается вариант развития внутриобластных связей, - уточнил Сейдахметов. - Надо поднять малую авиацию, возобновить работы аэродромов. Уже проделана работа с акиматами. Каждая область для себя определила, какие аэродромы будет поднимать. Получена заявка на 32 аэродрома местных воздушных линий. Мы хотим внести предложение в бюджетную комиссию на разработку ТО и проектно-сметной документации на реконструкцию или создание грунтовых взлетно-посадочных полос. Сегодня у нас есть восемь аэродромов местных воздушных линий, к 2020 году их будет 40. Местные акиматы могут субсидировать эти внутриобластные перелеты.
После выступлений чиновников слово взяли ветераны авиации, которые высказали министру все, что у них наболело. Примечательно, что многое из сказанного ими наша газета уже освещала в последнее время.
Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы