37140

Ездец всему!

Вчера власти южной столицы презентовали четырехлетнюю программу, направленную в том числе и на уменьшение количества иногородних автомобилей, въезжающих в город, о чем на днях говорил президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

Уже в 2017 году жить и ездить в казахстанском мегаполисе станет лучше и веселее. Во всяком случае, если верить руководству города. Благодаря принятым мерам, уверяют нас рулевые Алматы, качество работы общественного транспорта повысится настолько, что треть алматинцев пересядет с личных авто в автобусы и метро. Мало того, дышать в городе станет легче: из-за уменьшения транспортных потоков выбросы вредных веществ в атмосферу начнут неуклонно уменьшаться. Остается добавить, что на реализацию революционной программы будет потрачено 89 миллиардов тенге - то есть почти 600 миллионов долларов.

Если кто-то думает, что зимние алматинские пробки напрямую связаны с несвоевременной уборкой дорог от снега, то он глубоко ошибается. Городские чиновники уверены: во всем виноваты иногородние автомобили. Это именно они забивают улицы и нещадно загрязняют воздух в южной столице. Причем во все времена года. Программа, разработанная управлением пассажирского транспорта, должна помочь решить эти проблемы.
По информации начальника управления Талгата АБДРАХМАНОВА, в городе поставлено на учет более 500 тысяч автомобилей. Еще 200 тысяч въезжает в Алматы из области и других регионов. Уменьшение этого потока - одна из первоочередных задач. Как же чиновники намерены ее решать?

Во-первых, на въезде в город будут построены четыре новых автовокзала - в районе Калкамана, Первомайки, Талгара и на Кульджинском тракте, где он соединяется с проспектом Рыскулова. На каждом из них разместятся парковки на 5 тысяч мест. У человека, который приехал в Алматы, появится выбор: оставить автомобиль на границе города или нырнуть с головой в пучину незнакомого трафика - с забитыми дорогами и сотнями камер видеонаблюдения. С помощью автобусов, которые запустят от автовокзалов до конечной станции метро, можно будет быстрее добраться до подземки и уже дальше  с комфортом ехать по своим делам.

Во-вторых, город до конца года закупит еще 400 новых автобусов, работающих на газе. Сюда стоит прибавить 195 троллейбусов, трамваев, которые появятся на алматинских улицах в ближайшие месяцы. Сейчас два трамвайных маршрута обслуживают всего 15 единиц техники.

В-третьих, сразу на девяти алматинских улицах будет запрещена парковка. Сейчас такие драконовские меры применяются лишь на улице Фурманова и проспекте Аль-Фараби, однако в обозримом будущем тем, кто привык бросать своих “железных коней” на проспектах Абая, Достык, Желтоксан, Райымбека, Сейфуллина, Аблай хана, улицах Толе би, Тимирязева, Наурызбай батыра, придется искать места для стоянок на перпендикулярных улицах, там будут организованы платные парковки. В результате поток по основным артериям сможет двигаться быстрее.

В-четвертых, впервые к борьбе с пробками подключат новые технологии. Сразу на двух улицах появится отдельная полоса для общественного транспорта. Испытывать ноу-хау уже в этом году начнут на проспекте Абая, а также на Северном кольце в районе барахолки. А по улице Толе би начнет ходить скоростной трамвай, который свяжет спальные районы с центром города. На рельсы он встанет ориентировочно в 2015 году.

В-пятых, город продолжает строительство метрополитена. Уже в наступившем году откроются две новые станции - “Москва” и “Сайран”, а к 2017-му подземкой смогут пользоваться жители Калкамана.

Наконец, в-шестых - о главном. Как говорил на этой неделе глава государства, город следует очистить от старых машин, загрязняющих атмосферу. Что делать с древними авто, зарегистрированными в Алматы, еще не придумали. А вот рассыпающиеся долгожители из пригородов и других уголков страны вряд ли попадут на улицы мегаполиса. На въездах в южную столицу установят 13 экологических постов.

В распоряжении дорожной полиции появились 56 новых приборов по замеру токсичности, вот с их помощью и будут выявлять тех, кто портит воздух. По данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования, в атмосферу Алматы ежегодно попадает 232 тысячи тонн вредных веществ. Из них на долю автомобилей приходится целых 190 тысяч тонн - то есть почти 82 процента. По данным начальника управления Алтая РАХИМБЕТОВА, те, кто ездит в гости в Алматы на своих колесах, ежегодно “дарят” алматинцам 54 тысячи тонн вредных веществ. При этом только в 2012 году более 13 тысяч автомобилистов были оштрафованы за превышение токсичности. Треть из них - приезжие. На этом месте главного эколога города прервал аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ:
- А почему в 2011 году оштрафовано больше 15 тысяч, а в 2012-м - только 13?
Тут на выручку г-ну Рахимбетову пришел новоиспеченный начальник департамента внутренних дел Алматы Кайрат ТЫНЫБЕКОВ, не преминувший слегка приложить своего предшественника Ерлана ТУРГУМБАЕВА:
- У нас этим вопросом занимались всего 15 человек. Согласен с вашей критикой, Ахметжан Смагулович! Я полностью пересмотрю эту работу, и мы там наведем порядок.
Страх перед экологическим пос­том - вот что должно отвратить неалматинца от поездки в самый большой город страны. Сейчас штрафы за превышение выбросов всего 2 МРП за первый раз, и 5 - за повторный (1 МРП - 1731 тенге). Акиматовские чиновники предлагают покончить с этой халявой. Если поправки в Административный кодекс будут приняты, то за неоднократный вред экологии нарушитель должен будет отдать внушительную сумму - до 20 МРП. Чиновники рассуждают так: каждый, кто приедет в наш город на старой колымаге, заплатив однажды такие деньжищи, в другой раз десять раз крепко задумается. Ахметжан Есимов предупредил нового начальника ДВД: за работой его подчиненных на въездах в город надо следить очень внимательно, чтобы исключить пресловутый человеческий фактор.
- Мы отняли у наших гаишников радары, убрали их с дороги, что нашло очень положительный отклик у жителей нашего города. Теперь надо, чтобы они с этими 56 приборами не начали работать так, как с радарами. Поэтому надо привлечь общественность, установить видеокамеры, чтобы все видели, как наши доблестные гаишники работают, - предложил аким.

Градоначальник особо подчеркнул: предпринимаемые меры помогут разгрузить улицы города - Алматы “задышит” в прямом и переносном смысле. При этом нет и речи об огульном запрете на “понаехавших” . Просто тем, кто не содержит свой автомобиль в порядке, придется устранить нарушения.
- К нам ведь не только из ближних городов приезжают таксовать, - объяснил Ахметжан Есимов. - Даже из Шымкента едут! Мы это знаем по номерам машин на улицах Алматы. В принципе мы не возражаем, и город не закрываем. - Я хочу это подчеркнуть! Мы город будем закрывать только от транспорта, у которого выхлопы превышают допустимые нормы.
 Интересно, что все нововведения, описанные в программе акимата, еще месяц назад в интервью газете “Время” озвучил консультант акимата Гвидо БРЮГГЕМАН (См. “Как мертвому - развязка”, “Время” от 5.12. 2012 г.). Однако прислушаться к его резонам “отцы города” соизволили только после того, как об этом же заговорил глава государства.
Впрочем, возможно, г-н Брюггеман вообще “не при делах”.
Как бы то ни было, на все это планов громадье власти Алматы потратят 89 миллиардов тенге: в эту сумму входят как деньги из городской казны, так и сторонние инвестиции. А первые изменения алматинцы почувствуют уже в марте. Именно в этом весеннем месяце дорожная полиция установит по всему проспекту Абая знаки, запрещающие парковку на его обочинах.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

А тем временем

А снег и ныне там!

В Семее чиновники наконец открыто признали, что после снегопада двухнедельной давности до сих пор не могут справиться с его последствиями. Попробуй сказать обратное, когда улики - налицо. Громадные горы снега на каждом шагу!
В ночь на 26 декабря горожане уже были готовы поверить, что обещанный конец света все же наступил. После кошмарной ночи с небывалой метелью, дикими завываниями ветра и странными всполохами яркого света во тьме необъяснимого характера люди проснулись в… замурованном городе (см. “Откапывайтесь сами!”, “Время” от 27.12.2012 г.). Стихия практически парализовала жизнь в Семее и его окрестностях.
Однако чиновники браво рапортовали, что “в Семее работа по очистке улиц ведется без перерыва, задействовано более 50 единиц техники, за три дня вывезено 21000 кубов снега”. Вот только даже через две недели после снегопада горожане недоумевают: почему по-прежнему невозможно передвигаться даже по центральным улицам?
“Похоже, тротуары никто не чис­тил. Утоптанный снег превратился в непроходимые колдобины. А по краю дорог - огромные гребни! Невозможно подойти к остановкам”, - жалуются пешеходы. “Дороги узкие стали. Гололед! Машину кидает! Приходится до минимума снижать скорость. Но от ДТП это не спасает”, - недовольны водители.
Но и тут чиновники не растерялись!
- Никто не ожидал таких погодных условий! Даже службы по ЧС нас вовремя не предупредили, - сказал местным журналистам завсектором отдела жилищно-коммунального хозяйства Нурлан СЕРГАЗИНОВ и... посетовал, что для очистки утрамбованного снега не хватает “тяжелой” спецтехники:
- Это грейдеры, фронтальные погрузчики, колесные тракторы. Парк снегоуборочной техники необходимо увеличивать. Мы неоднократно ставили вопрос перед акимом, акиматом…

Милана ГУЗЕЕВА, Семей

Поделиться
Класснуть