Сакральное станет явным
Городище Бозок, расположенное на юго-западной границе Астаны – один из самых загадочных культурных объектов Казахстана. Историки пока не могут точно сказать, что оно значило для предков, но уж потомкам о своем к нему отношении мы расскажем – на месте, где вскоре появится Национальный парк «Бозок» состоялась церемония закладки памятной капсулы времени. Сохранение городища Бозок — один из важнейших пунктов национальной стратегии «Рухани Жангыру».
Чтобы сделать официальное мероприятие запоминающимся, можно привлечь административный ресурс, но едва ли получится договориться с погодой и ландшафтом. Однако в случае с закладкой капсулы Бозок, похоже на то, пошел навстречу: Великая степь под пасмурным небом – само по себе зрелище величественное, но тут ее еще перечеркивали силуэты борзых тазы, тонкие и стремительные – говорят, где-то поблизости живет их заводчик, вот они и пришли. Невозможно представить себе более казахский пейзаж.
На самом деле, Бозок скрыт в этом пейзаже – и неслучайно.
- Вообще тут место само по себе уникальное, даже в плане ландшафта, - говорит кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок» Зубайда СУРАГАНОВА. – Севернее протекает Есиль, южнее – Нура. Самое близкое схождение этих рек – именно здесь, где находится озеро Бузыкты, имеющее очень правильную форму. На нем, начиная с ранней весны и до поздней осени, царствует лебедь… Ключевой объект городища – святилище – вдохновил нас с Марал Калымжановной Хабдулиной сделать его культурологическую реконструкцию. Святилище относится к раннему периоду – VII-VIII векам н. э. Это раннетюркский период. Объект, о котором я говорю, находится в Северном квартале городища. Вокруг него позднее стали формироваться жилые и производственные структуры – это уже X-XIII века.
Городище находилось на небольшой возвышенности и было окружено заливными лугами. Памятник, по словам Зубайды Кабиевны, в целом отличает обособленность от мирского, профанного окружения. Бозок был укрыт среди болот левой пойменной долины реки Есиля, территория его окружена системой природных и искусственных ограждений.
В центре культового сооружения было обнаружено захоронение мужчины без кистей и ступней. Все указывает на то, что это была ритуальная жертва. При этом окружающие захоронение рвы и вал, судя по всему, не имели оборонного значения. Зачем же они тогда были нужны? Скорее всего, чтобы скрыть от посторонних глаз то, что происходило внутри. Возможно, речь идет о ритуалах закрытого типа, тайных мистериях для посвященных. Стихия воды – женской субстанции – тесно переплетается с образом лебедя. Начиная с ранней весны и до поздней осени на озере Бузыкты царствует лебедь.
В XII веке здесь расположилась ставка кыпчакского правителя, а в XIII-XIV веках возник некрополь. В общем, это место было сакральным вплоть до конца Золотоордынской эпохи. Позже, уже при Казахском ханстве, здесь стояли кыстау, зимовки – их развалины датируются XVIII-XIX веками.
- Лимноним Бузыкты, по мнению открывшего городище академика Кемаля Акишева, восходит к топониму «бозок», - рассказывает Зубайда Сураганова. – О его значении свидетельствует факт широкого распространения топонима «бозок» от Восточной Сибири до Малой Азии. Он отсылает нас к образу небесной девы, небесной матери, женскому божеству – Умай. Согласно раннетюркской мифологии Огуз-каган – культурный герой и прародитель – был женат на небесной деве. Сыновей от нее он одарил луком, ниспосланным ему небом. Надо сказать, что лук и стрелы – символы Умай. Она, наряду с Тенгри, покровительствовала воинам. В древней книге «Ырк Битиг» («Книга перемен» или «Книга предсказаний») VIII века есть сюжет о том, как лебедь оказывает помощь воину и доставляет его родителям. Потомки от небесной девы – бозоки имели значительные преимущества перед сводными братьями Огуз-кагана от земной женщины.
Сопоставив все эти факты – укромность ландшафта, озеро, его форма, этимология его названия, образ и мифологема лебедя! – исследователи пришли к выводу, что имеют дело со святилищем, посвященным Умай-ана, древнетюркской богине-матери.
С тех времен ландшафт практически не изменился. Городище находилось на небольшой возвышенности и было окружено заливными лугами. То есть, фактически, было скрыто. Просто так в это укромное место не приходили.
Откровенно говоря, в это укромное место и сейчас просто так не попасть. В Астане есть глухие места, есть окраины, есть окраины, про которые большинство местных жителей только слышали – и есть Бозок. Именно для того, чтобы это перестало быть проблемой, и реализуется проект создания Национального парка «Бозок».
- Концепция историко-культурного проекта была утверждена в 2018 году, - говорит директор историко-культурного музея-заповедника «Бозок» Сауле БУРБАЕВА. – Главная цель нашего проекта – реконструкция всех этапов существования городища. Там будут и святилище, и каганская ставка, и почтовый жем, и смотровая башня, которая бслужила ориентиром для путешественников северной ветви Великого Шелкового пути.
По ее словам, тут будут восстановлены не только объекты собственно Бозока, но и поселение культуры Ботай, впервые одомашнившей лошадь, и поселение саков. На все это выделено семь миллиардов тенге, до 2025 года. Конкурс проводил комитет казначейства министерства финансов. В этом году будет освоено 800 миллионов тенге. Компания, победившая в конкурсе, подводит к территории комплекса инженерные коммуникации: из села Уркер прокладывают водопровод, а из Ильинки – электролинию. Также на этом этапе будет построено ограждение и входные порталы высотой с трехэтажный дом – все в средневековом стиле.
Площадь Национального парка «Бозок» - 412 гектаров. Территория городища, раскопанная на данный момент археологами – 21 гектар.
Село Ильинка уже стало частью столицы, а Уркер относится к Акмолинской области. Но они разрастаются и как бы поджимают городище. Поэтому чрезвычайно важно закрепить неприкосновенный статус этого места.
Сауле Бурбаева указывает рукой на степь, где все направления верны:
- Наши предки обживали эту территорию более тысячи лет, со времен Великого переселения народов. Мы хотим обратиться к потомкам, которые будут жить через сто лет, в 2122 году, чтобы они тоже это место сохранили и бережно передали последующим поколениям. Здесь сегодня присутствуют не просто студенты – это будущие историки, этнографы, археологи. А еще пришли старшеклассники, у которых впервые в этом году преподается предмет по всаднической культуре степной цивилизации. Для них 2022 год – особый год. Их поколение будет строить новый Казахстан, поэтому данное мероприятие мы проводим в канун Дня республики.
Министр культуры и спорта Даурен АБАЕВ перед закладкой памятной капсулы пообещал, что через два года это место будет не узнать.
- Про Астану многие говорят, что она построена с нуля, - сказал он. – Но ведь это не так. Тут тысячелетняя история, которую нам нужно изучать и передать дальше, показать другим. Бозок будет не только культурным и историческим центром нашей страны, но и туристическим.
Неизвестно, кто будут люди, что вскроют капсулу через сто лет, но одно совершенно точно: рядом с ними под низким пасмурным небом по степи будут бегать тазы, как всегда тонкие и стремительные.
Владислав ШПАКОВ, фото автора и пресс-службы Министерства культуры и спорта, Астана