1712

“Это история про добросовестность всех участников”

Что думают о запрете гражданам использовать пенсионные накопления на протезирование и имплантацию зубов сами стоматологи

“Это история  про добросовестность всех участников”
Фото с сайта uralskweek.kz

На прошлой неделе Минздрав и Отбасы банк выступили единым фронтом, защищая пенсионные накопления граждан. Первыми под раздачу попали стоматологи: с 10 августа нельзя будет использовать пенсионку на протезирование и имплантацию зубов (см. “Зубы - в долгий ящик”, “Зубодробительное дело” - “Время” от 25 и 27.7.2024 г.).

Оказывается, еще около полугода назад Отбасы банк направил в Минздрав письмо, в котором предложил рассмотреть такую возможность. Получила его и врач Назым БЕКТУРГАНОВА, до недавнего времени главный внештатный стоматолог Минздрава.

- В письме Отбасы банк перечислял примерно те же доводы, которые стали достоянием общественности на прошлой неделе, - вспоминает предысторию Назым Даулетжановна. - Сводились они к нецелевому использованию средств Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Я несколько раз встречалась с представителями банка, пытаясь отстоять интересы пациентов, которые действительно нуждаются в лечении, и добросовестных клиник. Но всякий раз слышала: “Откройте объявления в интернете: стоматологические организации чуть ли не в открытую предлагают обналичить деньги”. В банке говорили, что есть случаи, когда по бумагам клиника работает, а в реальности ее не существует. Приводили примеры мошеннических схем, через которые деньги с пенсионных счетов выводили без ведома заявителей, как раз используя стоматологию.

- Какими были ваши доводы?

- Изначально возможность потратить пенсионные накопления на стоматологические услуги - хорошая идея и для пациентов, и для клиник. Имплантация и протезирование - дорогостоящие услуги, не у всех хватает денег, чтобы сделать зубы. Я знаю людей, которые воспользовались этой возможностью.

Да, есть недобросовестные клиники и врачи, факты нецелевого использования пенсионных денег. Так пусть Отбасы банк и правоохранительные органы (если речь идет о правонарушениях) разбираются с ними! Нельзя же всех под одну гребенку!

Почему мы ориентируемся только на нечестных поставщиков услуг? Они были, есть и будут - и в системе медстрахования, и в вопросах использования пенсионных средств.

И почему мы говорим только про стоматологию? Все знают, что деньги обналичивали и через фиктивные сделки купли-продажи недвижимости. Разве это нарушения не того же порядка?

Я задавала этот вопрос представителям Отбасы банка. “На бумаге квартира есть”, - таким был ответ. Но ведь у человека, который поставил импланты, тоже есть договор на оказание услуг, в котором указано, что ему сделали зубы. В чем разница?

- Со стороны казалось, что обналичить деньги через стоматологию действительно проще всего и при желании легко найти нужного человека. В среде стоматологов ситуацию обсуждали?

- Конечно, обсуждали, но я не могу сказать, что все повально использовали эту схему и получали с обналичивания определенный процент. Многие клиники занимали принципиальную позицию и работали честно.

Со стороны кажется, все просто: пришел, договорился с врачом, получил деньги из ЕНПФ. На самом деле это не так! Не забывайте про третью сторону - врачебно-консультационную комиссию при поликлинике, к которой прикреплен человек. Она выдает справку, подтверж­дающую необходимость лечения. Поэтому это история не про стоматологов, а про добросовестность всех участников, в первую очередь - самих пациентов, с которых все начинается.

- Допустим, человеку сделали протезирование на 5 млн тенге. Можно проверить, получил ли он эту услугу и, главное, на эту ли сумму?

- Я вообще не понимаю, как можно что-то проверять, если пациент не предъявляет никаких претензий ни клинике, ни Отбасы банку? Исключение - те случаи, когда деньги снимали без ведома пациента (о чем мне говорили в банке), но тогда это дело правоохранителей. А в остальном - какие проверки?

- Ориентироваться на цену. Есть же средний чек на протезирование?

- Ценообразование в стоматологии - нерегулируемая сфера. Она складывается из множества факторов, а стоимость расходных материалов, которые используют при протезировании и имплантации, может отличаться в разы.

Средняя цена одного немецкого импланта 500 тысяч тенге, плюс коронка - 10 зубов - более 5 млн тенге. Поэтому ориентироваться только на стоимость услуг (мол, почему такие большие суммы уходили на лечение!) некорректно. Суммы могут быть разными.

Я предлагала: давайте разработаем систему контроля. Например, обяжем клиники делать снимки до и после лечения. Мне возразили: в фотошопе легко сделать любой снимок. Соглас­на, всегда найдутся ловкачи, пытающиеся обойти правила, но если появятся механизмы конт­роля, злоупотреблений станет меньше. Это лучше, чем просто зарубить хорошую идею.

Рисунок Игоря КИЙКО.

- После заявлений Отбасы банка были проверки полиции или прокуратуры? Клиникам предъявляли претензии?

- Я не могу говорить про весь Казахстан, но пока я не слышала, чтобы дело пошло дальше заявлений банка. Что будет дальше? Если судить по опыту работы с фондом медстрахования, недобросовестные поставщики сразу после выставления им претензий возвращают деньги, а добросовестные до конца стоят на своем. Возможно, и в этой истории произойдет что-то подобное. Есть вариант, что возможность лечить зубы за счет пенсионных восстановят на новых условиях, ужесточив требования к клиникам.

- Стоматологи планируют обращаться в Минздрав? В Отбасы банк? Просить не приостанавливать действие приказа?

- Насколько я знаю, нет. Да, недовольство в профессиональном сообществе есть, но так, чтобы стоматологи объединились, начали обращаться в гос­органы - нет, думаю, до этого не дойдет. Нам в любом случае хватит работы.

Только цифры

На услуги стоматологов приходится уже более четверти всех расходов казахстанцев на здравоохранение.

- В 2023 году казахстанские семьи потратили на стоматологические услуги в среднем 25,3 тысячи тенге - сразу на 25,4 процента больше, чем годом ранее. Это самый высокий рост расходов в секторе с 2019 года. Для справки: в 2022 году расходы на стоматологические услуги составляли лишь 20,2 тысячи тенге в среднем на одно домохозяйство (плюс 4,9 процента), в 2021 году - 19,2 тысячи тенге (плюс 9,2 процента), в 2020 году - 17,6 тысячи тенге (плюс 8,6 процента).

- Между тем в том же 2023 году общий объем расходов на услуги здравоохранения составил 100,8 тысячи тенге в среднем на одно домохозяйство, на 10,1 процента больше, чем годом ранее. Таким образом, на стоматологические услуги пришлось 25,1 процента всех расходов казахстанских семей на здравоохранение, притом что годом ранее было 22 процента.

- В первом квартале текущего года объем услуг в сфере стоматологии составил 40 млрд тенге, что на 31,1 процента больше, чем в первом квартале прошлого года.

- Основную часть своих услуг стоматологи оказывали за счет населения: 81,9 процента, или 32,8 млрд тенге, годовой рост - на 39,7 процента.

- Услуги за счет средств предприятий выросли вдвое, до 3,8 млрд тенге, а вот за счет бюджета, напротив, сократились на 32,2 процента, до 3,5 млрд тенге.

- В региональном разрезе больше всего услуг стоматологи оказали в Астане: 9,6 млрд тенге, на 26,4 процента больше, чем годом ранее. В пятерку лидирующих по этому показателю регионов также попали Алматы (9,5 млрд тенге, плюс 39,2 процента за год), Атырауская (1,9 млрд тенге, плюс 37,8 процента), Восточно-Казахстанская (1,9 млрд тенге, плюс 28,1 процента) и Актюбинская (1,9 млрд тенге, плюс 9 процентов) области. Меньше всего стоматологических услуг оказали в Улытауской, Туркестанской и Жетысуской областях.

- Что касается цен: по итогам июня стоматологические услуги подорожали на 13,8 процента за год. В том числе удаление зуба под местным обезболиванием выросло в цене на 18 процентов, лечение кариеса - на 16,1, снятие зубных отложений - на 10,7, протезирование зубов - на 9,3 процента.

- В разрезе регионов наи­больший рост цен в секторе ощутили жители столицы: на 36,5 процента в годовой динамике. Цены заметно выросли также в Карагандинской (на 22,5 процента), Туркестанской (на 18,1), Костанайской (на 16,9), Акмолинской (на 15,9) и Атырауской (на 15,1 процента) областях. Наименьший годовой рост отмечен в Алматы - на 3 процента. А вот в Западно-Казахстанской области цены остались на уровне прошлого года.

Finprom.kz

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть