1119

Опасные симптомы

В Казнете можно встретить объявления о народном лечении самых тяжелых заболеваний - онкобольным, например, предлагают исцеление мочой и молоком верблюда, конечно, за приличные деньги. И если еще в прошлом году Министерство здравоохранения предлагало законодательно утвердить профессиональные стандарты целительства, то сейчас планирует ужесточить надзор за незаконной медицинской деятельностью. Где же золотая середина?

Опасные симптомы

Чудо-эликсир

В селе Кошмамбет Алматинской области открыли стационар, больше похожий на времянку с туалетом на улице и рукомойником, где больных раком лечат мочой (причем перорально) и молоком верблюдов за 12 тысяч тенге в сутки.

“На лечении находится в среднем 50 человек, то есть доход в день 600 тысяч тенге. Сами хозяева чудо-лечебницы живут рядом в двухэтажном коттедже. Это семейный подряд! Что это? Отсутствие совести или непомерная жадность?” - написала пользователь в соцсети.

Проблему псевдолечения и незаконной медицинской деятельности в этом году поднимала депутат мажилиса Гульдара НУРУМОВА. Она напомнила, как в Алматы умер двухлетний ребенок, после того как в сомнительной клинике ему назначили 22 лекарства и семь внутривенных капельниц одновременно. А в Астане девушка попала в реанимацию после пластических операций, проведенных псевдоврачом без медицинского образования, сертификата и гослицензии. Нурумова привела несколько таких ужасающих случаев и возмутилась бездействием контролирующих медицинских и правоохранительных органов.

Надзор - всему решение?

В ответе на наш официальный запрос в Министерстве здравоохранения сообщили, что в результате проверок в медицинских организациях выявлены факты отсутствия лицензии и приложения к лицензии на медицинскую деятельность, а также допуска к клинической практике специалистов в области стоматологии, терапии, педиатрии, дерматокосметологии и других сфер, включая нетрадиционную медицину.

В Минздраве также заметили, что “достаточно сложно отследить лиц, занимающихся недобросовестной рекламой медицинских услуг”. При этом согласно статье 56 Кодекса “О здоровье и системе здравоохранения” запрещается рек­лама услуг при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, а также реклама услуг, оказываемых лицами, не имеющими сертификата специалиста в области здравоохранения.

Первый заместитель премьер-министра Роман СКЛЯР в ответе на депутатский запрос Гульдары Нурумовой подчеркнул, что за медицинскую деятельность без лицензии и сертификата предусмотрен штраф: 5-15 МРП для физлиц и 20-70 МРП для юрлиц.

По информации зампремьера, в 2023 году вынесли 674 протокола за незаконную медицинскую и фармацевтическую деятельность, а в 2022-м - 284. Как видим, за год клиники типа “Рога и копыта” разрослись более чем вдвое.

По словам Скляра, за прошлый год поступило 68 обращений граждан на некачественные косметологические манипуляции и пластические операции, что в 1,8 раза больше, чем в 2022 году (37).

Из проверенных 33 учреждений 20 работали незаконно. Госорганы выявили факты грубого нарушения правил оказания медпомощи с причинением вреда здоровью пациентов.

Наряду с этим Минздрав выявил в прошлом году 95 организаций, предоставляющих недостоверную рекламу. По итогам мониторинга 27 клиник оштрафовали на 3,6 млн тенге.

“Уполномоченным органом прорабатывается вопрос наделения надзорной функцией госоргана в сфере оказания медицинских услуг. Кроме того, данный вопрос будет вынесен на рассмотрение координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью при Генеральной прокуратуре”, - говорится в ответе Романа Скляра.

Председатель правления Евразийской медицинской ассо­циации Надежда ПЕТУХОВА пояснила “Времени”, что сейчас готовятся поправки в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, согласно которым предусматривается наделение комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения надзорными функ­циями по аналогии с департаментами санитарно-эпидемиологического контроля. Это значит, что комитет будет уполномочен проверять медорганизации без предупреждений и без заявлений граждан.

Незаконная медицина и коррупция

- Решение наделить комитет мед- и фармконтроля надзорными функциями может стать переломным на рынке медицинских услуг, но при условии, что соответствующая деятельность будет прозрачна. Комитет выдает лицензии частным клиникам, но если они не соответствуют установленным требованиям, то каким образом получили лицензии?

В прошлом году я посетила частный центр реабилитации - старый двухэтажный особняк с двумя аппаратами для физиолечения и двумя массажистами. А расценки у них такие, как будто в Карловых Варах лечат людей. Каким образом они получили лицензию? Думаю, без коррупции тут не обошлось. Вот над чем надо работать, - рассуждает На­дежда Петухова.

Она уверена, что при выдаче лицензии частным клиникам необходимо обязательно обследовать их помещения, а не выносить решение только по документам, должны быть последующие регулярные внезапные проверки без заявлений и предупреж­дений.

- Медицина - это отрасль, где должны быть очень высокие требования к помещению, оборудованию, инструментарию. Да, бизнес должен развиваться, но честно! Требования к частным и государственным медорганизациям должны быть абсолютно одинаковыми, - подчерк­нула глава Евразийской медассоциации.

Надежда Петухова отметила, что сегодня на рынке развелось много био­энергетов и лекарей. Онкобольные доводят себя до четвертой стадии рака, потому что изначально обращаются не к врачам официальной медицины, а к различным знахарям.

- При подозрении на онкологию открыт зеленый коридор: сразу можно пойти и обследоваться. Конечно, поликлиники в целях экономии средств не всегда направляют на дорогостоящее обследование. Но проводится очень много дней открытых дверей в онкоцентре, Институте онкологии, когда бесплатно можно пройти консультацию врача и обследование, - заметила доктор.

Подорванное доверие

Аналитик здравоохранения Марат МАМАЕВ, напротив, видит немало препятствий в получении лечения онкобольными:

- Я с 2012 года соприкасаюсь с вопросами онкологии, и кейсов, как в приведенном вами примере с лечением мочой и молоком верблюда, множество. Надежда на чудесное исцеление толкает людей на такие шаги, подстегивает к этому еще нечувствительная, неэмпатичная система здравоохранения.

По мнению аналитика, сегодня на законодательном уровне необходимо четче очертить границы между лечением и псевдолечением. Но это потребует тщательного контроля, в частности на этапе лицензирования и постлицензирования.

Председатель совета Национальной ассоциации снижения вреда факторов риска, вызывающих неинфекционные заболевания, Бахыт ­ТУМЕНОВА полагает, что Минздраву нужно направить усилия не столько на ужесточение условий сертификации и лицензирования медицинской деятельности, сколько на профилактическую работу. Ужесточение приведет к тому, что знахари и псевдолекари уйдут в подполье, а народная молва подскажет, где сидит “врач” нетрадиционной медицины.

- Любой запрет всегда имеет две стороны, поэтому лучше сосредоточиться на улучшении качества официальной медицинской помощи. Спрос на незаконные медуслуги спадет сам по себе, если законная медицина будет хорошо работать. То есть бороться нужно не с последствиями, а с причиной. Если сегодня более востребованными стали сомнительные подпольные медуслуги, значит, уменьшилась вера в официальную медицину и ее доступность. Это уже симптом болезни отечественного здравоохранения, - заметила Туменова.

Аналогичной точки зрения придерживается эксперт в сфере финансирования здравоохранения Али НУРГОЖАЕВ:

- При достаточной эффективности традиционной медицины мы бы регулярно не становились свидетелями новостей о шокирующих способах лечения. В первую очередь необходимо формировать доверие к системе здравоохранения и методам доказательной медицины, а также работать над качеством и доступностью медицинской помощи. Тогда людям не придется искать альтернативу.

Лэйла ТАСТАНОВА, рисунок Игоря КИЙКО, Астана

Поделиться
Класснуть