Не пеняйте на врача
Про страхование, ошибки и хайп. Если медицинское сообщество будут сталкивать лбами с пациентами, ничего хорошего из этого не выйдет. Эта мысль прозвучала на конференции, посвященной статусу врачей.
Некоммерческое объединение врачей “Алем” предложило коллегам обсудить актуальную нынче тему. Первым спикером конференции “Статус врача в современном мире” стала депутат мажилиса Гульдара НУРУМОВА - единственный медик в нижней палате парламента. Она руководит рабочей группой, которая с сентября прошлого года рассматривает проект закона по вопросам, связанным с изменением законодательства в здравоохранении. Аудиторию в первую очередь интересовало страхование профессиональной ответственности медицинских работников.
- Наша отрасль переживает не лучшие времена, и изо дня в день ситуация усложняется. Тревожно, что мы не можем обеспечить врачам безопасные условия труда. Правы всегда пациенты, руководители клиник, фонд медицинского страхования. Медикам по-прежнему приходится заниматься несвойственными функциями: сейчас врачей поликлиник заставляют агитировать незастрахованных пациентов, чтобы те начали платить взносы в ОСМС, - говорила мажилисвумен под одобрительное кивание собравшихся.
- Законопроект (о страховании профессиональной ответственности медицинских работников. - О. А.) идет тяжело. До сих пор мы не можем отработать механизм страхования, маршрут пациента и его родственников. Схема, предложенная Минздравом, сырая и несовершенная. Завтра люди начнут писать заявления в попытке получить деньги с больниц. Не приведет ли это к дополнительным проблемам? Давайте вместе подумаем, как усовершенствовать эту модель, - предложила Нурумова.
О том же просил и директор департамента науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения Даулет АЛДЫНГУРОВ. Он, на удивление, не стал бить себя в грудь и доказывать, что модель страхования прекрасна и ее срочно нужно утвердить. Наоборот, прилетел в Алматы из Астаны, чтобы собрать предложения коллег.
Сейчас, если максимально упрощать, схема врачебного страхования выглядит так. Жалоба пациента поступает в службу поддержки, внутреннего аудита или к первому руководителю больницы. Клиника созывает комиссию из специалистов, которые в ней не работают. В течение пяти дней эксперты должны решить: представленный случай страховой или нет. Человек, который не согласен с вердиктом, может обратиться в комитет медицинского и фармацевтического контроля Минздрава и правоохранительные органы.
Про размер страховых подробно не говорили. Единственное, стало известно, что депутаты поддержали предложение увеличить сумму выплаты в случае летального исхода: она будет составлять 3000 МРП против изначальных 1000 МРП.
В нынешней модели страхования много тонких мест. Скажем, если речь идет о районной больнице или профильной клинике - где взять сторонних специалистов? Опять же, откуда появятся эксперты (уровень их компетенции - отдельный разговор), которые возьмут на себя ответственность и бесплатно (вознаграждение закон не предусматривает) будут разбираться в деле три, а то и пять дней?
И другой момент, к которому возвращались почти все выступавшие. Признание страхового случая не освобождает от уголовной ответственности: пациент может получить деньги с больницы и все равно подать в суд на врача. Такой подход совершенно не вяжется с защитой медиков, ради которой хотят внедрить страхование.
- Мы предложили систему, в которой медорганизации, страховые компании и пациенты могли бы сесть за стол переговоров, - поделился внутренней кухней Алдынгуров. - Например, произошла непреднамеренная ошибка, которая нанесла вред здоровью человека. Экспертиза это подтвердила. Пациенту выплачивают компенсацию в рамках законодательства, инцидент считается исчерпанным. К сожалению, правоохранительные органы не дают нам возможности замкнуть процесс на уровне клиник. Жалобы в любом случае могут уйти в органы и суд.
- В законе нужно четко разграничить допустимую врачебную ошибку и халатность, причинение умышленного вреда здоровью. Только тогда должна наступать уголовная ответственность, - резюмировал представитель Минздрава.
Дискуссия длится не первый год. Медики убеждают законодателей и общественность: ни один врач не хочет навредить намеренно, но он не бог и может ошибиться. Наказывать нужно только за халатность. Пока удалось добиться смягчения наказания по некоторым пунктам статьи. Но МВД и Минюст остаются упорными в нежелании декриминализировать статью 317, которая предусматривает уголовную ответственность за врачебные ошибки.
Обсуждение шло эмоционально.
- Вы презентовали модель страхования, но пошли в сторону пациента. Почему мы не говорим о статусе врача? Как защищены мы? - под аплодисменты собравшихся прозвучал вопрос из зала.
- В Кодексе “О здоровье народа и системе здравоохранения” закреплен статус медицинского работника. Но я хочу сказать: все, что там написано, больше декларация. Ни Минздрав, ни правительство не смогут повлиять на отношение общества и повысить статус медицинского работника, - парировал Даулет Алдынгуров. - Мы, профессиональное сообщество, должны комплексно работать, чтобы статус и отношение к врачу изменились.
- После событий в Талгарской районной больнице (где родные умершего пациента избили анестезиолога и медбрата. - О. А.) опять остро стоит вопрос защиты врача. Мы внесли соответствующие поправки, будем их обсуждать, - добавила депутат Нурумова.
Настроение в зале считывалось на раз-два: накипело, наболело, надоело до чертиков. Но к чести организаторов и спикеров обсуждение не скатилось в плоскость пациенты плохие - врачи хорошие.
- В системе здравоохранения три участника: врачебное сообщество, каждый гражданин, который в любой момент может стать пациентом, и Минздрав. Сейчас мы все как будто в разные стороны смотрим, пора менять эту ситуацию, - взял слово председатель Национальной палаты здравоохранения Нуржан ОТАРБАЕВ. - С разных сторон нужно смотреть и говорить правду о том, что происходит в здравоохранении. Вот сегодня обсуждали уголовное преследование врачей. А кто их судит?! Мы и судим, обвинительные заключения дают врачи-эксперты. Люди, которые зачастую скальпель в руках не держали!
- Звучали предложения ужесточить наказание для пациентов, которые нападают на медиков. Но это не выход, - гнул свою линию Отарбаев. - Мы должны исходить из позиции гуманизма. Кто должен обеспечивать безопасность в больнице? Акиматы, ответственные за инфраструктуру, - она должна быть безопасной. Если же медицинское сообщество будут сталкивать лбами с пациентами, ничего хорошего из этого не выйдет.
- Сегодня упоминали про Талгарскую больницу. Так вот, клиника обеспечена камерами, но по какой-то причине они были отключены, - заметил один из спикеров.
Прилетело и журналистам: мол, хотят словить хайп, публикуют непроверенную информацию, не удосужившись выслушать все стороны, и в итоге формируют негативное отношение к медикам. Предложили ввести запрет на публикации в соцсетях и СМИ, касающиеся медицинских инцидентов, до того, как появится экспертное заключение и судебное решение. Депутаты сейчас думают, как эту норму сформулировать, и хотят добавить ее в обсуждаемый законопроект.
Что до страхования медиков, Гульдара Нурумова сказала прямо:
- Думаю, в 2024 году страхование еще не вступит в силу. Может, мы будем его обсуждать еще год. Выход законопроекта (из мажилиса. - О. А.) датирован 22 ноября, но мы считаем, делать это рано. Нынешняя модель лишь усложнит ситуацию.
Оксана АКУЛОВА, фото предоставлены организаторами конференции, Алматы