Кто подставил врачей?
Рядовые медики Восточного Казахстана до сих пор продолжают биться в суде за ковидные выплаты
Во время пандемии государство решило поддержать врачей, которые были на передовой. В апреле 2020 года Минздрав издал несколько нормативных документов, которые давали право на единовременную соцвыплату (ЕСВ) работникам системы здравоохранения в случае их заражения коронавирусной инфекцией и право на ежемесячные надбавки к зарплате.
Вопрос о выплатах отдали на откуп специально созданным комиссиям, которым должны были подаваться списки медиков, претендующих на финподдержку государства. В Усть-Каменогорске в ее состав вошли сотрудники акимата, облздрава и председатель областного филиала ОО “Казахстанский отраслевой профсоюз работников здравоохранения” Михаил АЙЗЕНБЕРГ. Однако сейчас складывается впечатление, что в Восточном Казахстане чиновники сделали все возможное, чтобы как можно меньше медиков получили те или иные выплаты, связанные с ковидом.
Наша газета уже сообщала, как в прошлом году переболевшие КВИ врачи массово обратились в суд, чтобы получить выплаты (см. “Ваш поезд ушёл?”, “Время” от 8.7.2021 г.). Вот тогда и выяснилось, что руководители медучреждений либо вообще не давали сведений о заразившихся сотрудниках, либо отправляли их не туда! По правилам эта информация должна была направляться непосредственно в комиссию, но знали об этом, судя по судебным документам, единицы. Администрации некоторых больниц были в полной уверенности, что сведения нужно предоставлять в учреждения санэпидконтроля.
Суд, отказывая медработникам, ссылался на то, что чиновничьи структуры являются ненадлежащими ответчиками, и правила, согласно которым осуществлялась единовременная соцвыплата, утратили силу. Но, несмотря на неудачу коллег, в судебные тяжбы по тому же поводу в этом году вступили сотрудники станции скорой медицинской помощи Усть-Каменогорска. 12 человек - врачи, фельдшеры, водители выездных бригад - обратились с иском к работодателю и департаменту санэпидконтроля (ДСЭК), чтобы выбить ЕСВ в размере двух миллионов тенге. И опять выяснилось, что сведения о заражении медиков руководство станции направило не в комиссию, как надо было, а в ДСЭК.
Кроме того, больше года назад медики обратились в СМИ. Самые смелые сотрудники публично заявили, что им не полностью выплачивают надбавки по КВИ. Какие диагнозы пациентов, с которыми пришлось контактировать медикам, будут оплачиваться соответствующими надбавками, решала все та же комиссия. По крайней мере, об этом заявил Михаил Айзенберг.
- Сначала было шесть диагнозов: ОРВИ, ОРЗ, бронхит, хроническая обструктивная болезнь легких, пневмония и ковид. В дальнейшем их сократили до четырех. Это обсуждалось на заседании комиссии, - поясняет он. - С августа руководство скорой помощи решило, что будет оплачивать только в том случае, если у пациентов положительный результат ПЦР и вирусная пневмония. Без предупреждения работников. Соответственно, люди стали получать меньше. Хотя по поводу диагнозов решение должны были принимать коллегиально.
При таком раскладе медики решили бороться за свои права в суде. Истцами выступил 141 человек. Поскольку они относятся ко второй и третьей группе риска заражения ковидом, то с марта 2020 года претендовали на надбавку в 425 тысяч ежемесячно. А они ее не получали с августа 2020-го по июнь 2021 года.
По словам Айзенберга, в соответствующем приказе Минздрава диагнозы не оговорены конкретно, поэтому документ можно трактовать как угодно. Однако суд истолковал приказ совершенно однозначно - не в пользу медиков. О правильности выводов суда свидетельствует и официальное разъяснение заместителя председателя комитета санитарно-эпидемиологического контроля Зауре АХМЕТОВОЙ, что медработникам и водителям выездных бригад скорой помощи надбавки к зарплате полагаются в случае оказания медпомощи лишь тем пациентам, у которых подтвержден COVID-19.
Если даже представитель той самой комиссии об этом не знал, то что говорить о рядовых медиках?..
Елена СУПРУНОВА, фото Елены БРЕДИХИНОЙ, Усть-Каменогорск