3265

Ваш поезд ушёл?

В Восточном Казахстане многие медики, переболевшие коронавирусом, не получили и, видимо, так и не получат единовременную соцвыплату, которую им гарантировало государство. А все потому, что комиссия, созданная по распоряжению акима Даниала АХМЕТОВА, специально или нарочно неверно истолковала правила по единовременной социальной выплате (ЕСВ) и лишила медработников такого права.

Ваш  поезд ушёл?
Ковидное отделение.

В прошлом году, когда доселе неведомая и пугающая здравомыслящих людей коронавирусная инфекция стала косить всех подряд, власти страны приняли поистине благородное решение: в случае заболевания или смерти медика от ковида выплачивать солидную сумму.

9 апреля 2020 года вышел совместный приказ двух министров об утверждении правил осуществления единовременной социальной выплаты работникам организаций здравоохранения, задействованным в противо­эпидемических мероприятиях по борьбе с СOVID-19, в случае их заражения или смерти от указанной инфекции. Правда, потом чиновники пошли на попятную: со­вместным приказом от 24 октября того же года правила утратили силу. И все же некоторые медики, которые работали в горячих точках, успели получить единовременную соцвыплату. Некоторые, но не все.

Этим летом Усть-Каменогорский городской суд завален исками от медработников, которые эту ЕСВ не получили, хотя переболели ковидом в 2020 году. Ответчиками выступают работодатели медиков, облздрав, Фонд соцстрахования, а также санэпидслужба (областной департамент сан­эпидконтроля и его территориальные подразделения).

Медицинские сотрудники требуют признать их право на ЕСВ, а также то, что выплаты они не получили из-за бездействия всех вышеназванных структур.

Приведем лишь несколько историй.

Е. - фельдшер “скорой помощи” в Риддере. В первых числах октября у нее выявили COVID-19. Женщина говорит, что из-за бездействия своего руководства, чиновников, которые не подали сведения о ней в региональную комиссию, она до сих пор не получила 2 миллиона тенге ЕСВ.

Представитель станции скорой помощи заявил, что информацию о заражении сотрудницы направляли в городское управление санэпидконтроля, а потом в аналогичное ведомство Усть-Каменогорска. По такому же алгоритму подавали сведения и о других сотрудниках. И многие из них, дескать, получили ЕСВ. Тогда напрашивается вопрос: что это за выборочный подход и где, собственно, деньги, причитавшиеся фельдшеру?..

В санэпидслужбе Риддера заявили, что они тоже не виноваты: по правилам информацию о зараженных медиках в комиссию подают не они. Тогда кто?

Начнем с того, что распоряжением акима Восточно-Казахстанской области была создана комиссия по осуществлению ЕСВ. Ее возглавил заместитель акима Алишер МАРХАБАТ. По правилам именно работодатель должен предоставить комиссии информацию о зараженных мед­работниках в течение двух дней со дня выявления ковида. Но вот ведь в чем дело: оказывается, руководителей медучреждений дезинформировали в той самой комиссии. Как сообщается в одном из решений суда, региональная комиссия по осуществлению ЕСВ на первом заседании постановила, что информацию о случаях заражения медицинского работника СOVID-19 руководителям субъектов здравоохранения необходимо предоставлять в департамент санэпидконтроля. Соответствующее указание спустили вниз, в медучреждения.

Аким области Даниал Ахметов руководителем комиссии по выплатам медикам назначил своего зама - Алишера МАРХАБАТА.

Но сейчас виноватых не оказалось. Да и правила, на основании которых производилась ЕСВ, уже утратили силу, а комиссии и след простыл. Суд Е. проиграла. Но поз­же снова обратилась туда уже с коллегами, изменив исковые требования. На сей раз медработники просили суд признать их право на соцвыплату. Но им снова отказали.

В такой же ситуации оказывались медики областного центра. Например, А., которая работает в городской больнице №4.

В июле прошлого года ее перевели медсестрой в провизорное отделение, а в октябре она заразилась COVID-19 и перенесла заболевание средней степени тяжести. Горбольница не направила в региональную комиссию информацию о заражении своей сотрудницы. В ее случае суд решил, что предполагаемое временное право истца на получение ЕСВ было утрачено в момент признания правил утратившими силу, то есть 24 октября 2020 года.

Кроме того, при рассмотрении подобных дел вскрылись и другие проколы чиновников. Например, центр матери и ребенка направил в городское управление санэпидконт­роля информацию о заражении своей сотрудницы на… неверный электронный адрес, поэтому эпид­расследование по данному случаю не проводилось.

История сотрудницы семейского центра оказания специальных социальных услуг №1 и вовсе поразила. 2 апреля Т. назначили на должность медсестры инфекционного контроля центра. С 4 июля ее вместе с другими 64 сотрудниками перевели на круглосуточный режим работы без выезда за территорию учреждения. 14 июля женщину госпитализировали в связи с плохим самочувствием. На следующий день она умерла. Причина смерти - ковид. Из карты эпидобследования очага следует, что женщина заразилась на рабочем месте. Отец погибшей, действуя в интересах оставшегося без матери ребенка, посчитал, что мальчик согласно тем же правилам имеет право на 10 миллионов тенге как родственник умершей от КВИ медработницы.

Кстати, семейчанин надеялся решить этот вопрос без судебных разбирательств: обращался и к акиму Восточно-Казахстанской области, и в администрацию президента, и в Минздрав. Но все без толку.

И в этом случае Усть-Каменогорский городской суд отказал истцу. Суд пришел к выводу, что семейский центр не является организацией здравоохранения. Следовательно, Т. вообще не имела права на ЕСВ…

Если обобщить все иски, то суд, отказывая медработникам, ссылался на то, что эти чиновничьи структуры являются ненадлежащими ответчиками и правила утратили силу. И только в одном случае судья Усть-Каменогорского городского суда вынесла частное определение в связи с проколом комиссии. В нем говорится: “...для принятия соответствующих мер довести до сведения акима Восточно-Казахстанской области о выявленном нарушении законности при рассмотрении вопросов об осуществлении единовременной социальной выплаты работникам организаций здравоохранения, заразившимся коронавирусной инфекцией COVID-19”.

- После того как я подала иск в суд, недовольное начальство обвинило меня в корысти. Мы, говорят, должны бескорыстно своей работой заниматься, а не о деньгах думать! - поделилась одна из медработников, ввязавшихся в судебные тяжбы. - Но позвольте! Если государство решило таким образом компенсировать нам, медикам-практикам, которые жили на работе, так сказать, издержки профессии, почему мы не получили ЕСВ? Мы работали и, конечно, в тот момент думали не о том, в каком порядке подавать заявления на выплаты. А чиновники, которые в это время спокойно сидели в своих кабинетах, подложили нам такую свинью. Мы ведь слышали, что многие наши коллеги получили ЕСВ. Значит, их работодатели знали, как правильно подавать информацию о зараженных ковидом медиках?..

Известно, что медики обжалуют решения суда в апелляционной инстанции.

Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть